Вагоны и контейнеры в Рижском порту

Опасные грузы рядом с вокзалом Rail Baltica: окружная железная дорога Риге не светит

830
(обновлено 11:31 07.12.2020)
Группа архитекторов хочет реанимировать идею окружной железной дороги вокруг Риги, которая обсуждалась еще в советские времена; в Минсообщения рассказали, когда самое раннее можно начать проектирование такой трассы

РИГА, 7 дек — Sputnik. Каждый день через многонаселенные микрорайоны Риги движутся составы с опасными грузами, которые создают шум, загрязнение и угрозу для гражданской безопасности. Архитекторы и урбанисты из Латвийского объединения модернизации инфраструктуры предлагают решить эту проблему за счет строительства обводной железнодорожной трассы вокруг Риги, чтобы поезда в порт не шли через город, пишет Nekā personīga.

Интересно, что подобное предложение уже обсуждалось в советское время, и в 1990 году Совет министров Латвийской ССР даже постановил подготовить такой проект, чтобы гарантировать безопасность перевозки опасных грузов по железной дороге. Но тогда денег на это начинание не было, не нашлось финансирования и после восстановления независимости Латвии.

Теперь специалисты по городскому планированию хотят реанимировать это начинание. Как объяснил архитектор Сергей Никифоров, это поможет сделать эту часть города снова жизнеспособной: можно будет увезти опасные грузы из города и убрать ненужный риск для жизни людей.

Активисты уже наметили примерную трассу – от пристаней на левом берегу Даугавы через Бабите, Марупе, Кекаву, Саласпилс, Ропажи, Гаркални и Адажи до портовых территорий в Вецмилгрависе на правом берегу Даугавы. Часть этого маршрута совпадет с Rail Baltica, часть – с уже существующими рельсами, но около 60 километров придется построить заново.

Хотя такая железная дорога потребует миллиардных инвестиций, архитекторы уверены, что преимущества того стоят, ведь трасса соединит пририжские индустриальные районы и создаст возможности для новых пассажирских поездов, а рижский центр разгрузится и получит дополнительный потенциал для развития. Снизятся риск железнодорожных аварий и угроза терроризма.

Как отметил архитектор Марцис Межулис, этой темой он и его соратники занимаются уже много лет, они обращались в самые разные ведомства, и все относятся с пониманием, но ни одно учреждение не предприняло никаких целенаправленных действий для осуществления проекта.

Чтобы трассу построили, в этом должна быть заинтересована Рига, пририжские самоуправления, министерство сообщения и правительство. Кабмин и местные власти должны включить проект в долгосрочные планы развития, но пока подвижек нет.

Как рассказали в Latvijas dzelzceļš, им такая окружная дорога бы пригодилась, но средств на ее строительство нет. Эта идея обсуждается время от времени, в 2009 году Минтранс даже изучал возможные варианты, но все закончилось на поиске финансирования. В итоге Минсообщения не смогло предложить рабочее решение, и все осталось как есть, рассказал директор технического управления Latvijas dzelzceļš Эгилс Фелдманис.

Сейчас шансов найти финансирование еще меньше, учитывая падение грузооборота на железной дороге в связи с уходом российского транзита.

"Я думаю, сейчас для такого проекта в Latvijas dzelzceļš денег бы не нашлось и он не окупился бы за счет грузооборота. Проект имеет больше социальный характер, чтобы освободить центр Риги", - говорит Фелдманис.

Новое руководство Риги пришло к власти под лозунгами верховенства интересов людей и создания удобной среды для жизни. Самоуправление тоже хотело бы, чтобы грузовые поезда не шли через город, но надежды на реальное решение нет.

"Идея, конечно, заслуживает поддержки, это ненормально, что у нас будет новый, красивый, современный Рижский центральный вокзал, где будут ездить скоростные поезда, а рядом вагоны с углем и нефтяные цистерны. Конечно, это некрасиво.

С другой стороны, может возникнуть проблема с окупаемостью такой окружной дороги, потому что для этого там должны идти какие-то грузы. Я не вижу возможности отыскать дополнительные средства на финансирование или софинансирование такой трассы", - заявил вице-мэр Вилнис Кирсис.

Новая дума ведет переговоры с Рижским самоуправлением о создании единой транспортной системы, чтобы пересадить жителей на общественный транспорт. Особый упор делается на железную дорогу. Архитекторы представили свой проект Объединению пририжских самоуправлений.

Как отмечает его председатель Марис Спринджукс, в самой идее он видит рациональное зерно, но провести такую дорогу непросто, ведь нужен четкий план и сотрудничество разных сторон – земля принадлежит разным собственникам, транспортные предприятия конкурируют друг с другом. Так что Спринджукс считает, что это проект на 10-20-летнюю перспективу.

В Плане национального развития, принятом этим летом, ни слова не сказано об уводе опасных грузов из густонаселенных территорий. В Межведомственном координационном центре считают, что подобная инициатива должна исходить от министерства сообщения. Пока что в отрасли сделан больший упор на электрификацию, пассажироперевозки и автодороги, отметил глава центра Петерис Вилкс.

В министерстве сообщения считают, что идея окружной железной дороги прекрасная, но сначала нужно будет закончить Rail Baltica, а значит, планировать новую трассу начнут не раньше, чем через шесть-семь лет.

"Конечно, окружная железная дорога вокруг Риги дала бы много преимуществ. Но нам нужно понимать, что подобная инфраструктура по своему объему сравнима с начатым сейчас строительством Rail Baltica. Если реалистично оценивать латвийские финансовые возможности, такой проект можно будет начать только после того, когда будет закончена трасса Rail Baltica", - заявил министр сообщения Талис Линкайтс.

Он уже встречался с инициативной группой архитекторов этой весной. Линкайтс выслушал их, похвалил, но не сказал продвижению идеи ни да, ни нет. Все осталось как есть.

830
Теги:
Рига, грузы
По теме
В Каросте разрешили переваливать уголь - жители против
Грязному транзиту конец: терминал на острове Криеву спасет Ригу от угольной пыли
Пушков: грузы для Латвии пусть поищет сторонник войны с РФ Ринкевичс
Вслед за грузами исчезли пассажиры: что будет с поездом Рига – Москва

Как бизнес в Латвии выживает в пандемию коронавируса

223
Sputnik узнал у владельца рижского отеля, как вышло, что латвийское государство не помогло предпринимателям в трудное время, а разорило их

Пандемия коронавируса больно ударила по бизнесу во всем мире. На восстановление экономики и помощь предпринимателям были выделены миллиарды долларов. Но если в одних странах бизнесменам помогали активно, в других - искали любые поводы отказать в поддержке. В числе последних оказалась Латвия. Корреспондент Sputnik поговорил с владельцем отеля в Риге Роландсом Погулисом и узнал у него, как так вышло, что государство не просто не помогло латвийским предпринимателям в трудное время, но еще и разорило их.

223
Теги:
Латвия, экономический кризис, видео, отель, коронавирус
Тема:
Коронавирус наступает
Министр финансов Янис Рейрс

Минфин хочет отменить налоговые льготы на наследство и выигрыш в лотерею

573
(обновлено 12:52 09.04.2021)
Какие налоговые послабления предлагает отменить министерство финансов и почему оно озаботилось этим вопросом

РИГА, 9 апр — Sputnik. На заседании 8 апреля правительство заслушало доклад министерства финансов о существующих налоговых льготах. Ведомство предлагает отменить больше половины из 309 льгот, действующих сейчас, сообщает Latvijas Avīze. Правда, эти планы вряд ли осуществятся в скором времени, тем более что, как признает Минфин, намерению противятся представители других министерств.

Доклад Минфина допускает сохранение 116 существующих льгот. А вот в случае с 191 налоговыми послаблениями нельзя четко назвать их цели и преимущества, поэтому предполагается их отменить. Среди них предписание взимание налога солидарности только с той части дохода, которая облагается налогом на доходы жителей; освобождение дивидендов от налогов на доходы жителей, если уплачен налог на доходы предприятий; освобождение от подоходного налога выигрышей в лотерею и азартные игры в размере до 3000 евро; освобождение наследства (за исключением авторских отчислений) от подоходного налога; различные льготы по НДС (частично – на почтовые услуги, на медицинские и образовательные услуги, финансовые сделки) и так далее.

Объясняя, почему льготы нужно отменить, Минфин ссылается на выводы ревизии Госконтроля, который считает, что нынешняя система налоговых льгот непонятна и часто неэффективна, потому что не дает никаких преимуществ тем, кому больше всего необходима поддержка. К примеру, предполагалось, что необлагаемый минимум доходов, введенный в 2018 году, позволит небогатым латвийцам сохранить на руках больше денег. Но в результате налоговых изменений им пришлось платить больше, чем надо, а переплаченную сумму они могут вернуть только в следующем году после подачи декларации о доходах.

Правда, вполне возможно, что необходимость пересмотреть налоговые льготы объясняется вовсе не заботой Минфина о благополучии налогоплательщиков, предполагает Latvijas Avīze. Согласно докладу, в 2018 году общий объем налоговых льгот достиг 2253,8 миллиона евро, а это 37,7% общих налоговых поступлений и 7,63% ВВП Латвии.

573
Теги:
льготы, налоговая реформа
Тема:
Налоговая реформа в Латвии
По теме
Депутат: латвийскому бизнесу остается с завистью смотреть на РФ, "отстегивая" налоги
Власти лукавят: эксперт объяснил, что не так с налогом на электронику
"Нас заставляют заниматься предпринимательством": латышская художница о налогах
Жилье мое драгоценное: что происходит с налогом на недвижимость в Латвии

СМИ: к взрыву на ядерном объекте в Иране может быть причастен Израиль

27
(обновлено 08:52 12.04.2021)
После выхода США из ядерной сделки Иран начал снова обогащать уран на подземном заводе в Натанзе, где в воскременье произошла авария

РИГА, 12 апр — Sputnik. Авария на иранском ядерном объекте в Натанзе произошла в результате спланированного Израилем взрыва, сообщает газета New York Times со ссылкой на источники.

Утром в воскресенье Организация по атомной энергии Ирана заявила, что в Натанзе произошла авария в сети распределения электричества на заводе по обогащению урана, никто не пострадал, загрязнения окружающей среды нет, причины происшествия устанавливаются.

При аварии пострадал официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди. По данным иранского государственного телевидения, он получил переломы, его состояние стабильное.

Вице-президент Ирана и глава Организации атомной энергии страны Али Акбар Салехи заявил, что инцидент является нападением и проявлением "ядерного терроризма".

Ранее израильская телерадиокомпания "Кан" со ссылкой на "источники в разведке" сообщила, что за инцидентом на объекте в Натанзе стоит кибератака, к которой причастен "Моссад". Впоследствии неназванный американский источник подтвердил газете New York Times сообщения о причастности Израиля к произошедшему.

Газета пишет, что отключение электроснабжения на объекте в Натанзе произошло из-за "тщательно спланированного взрыва". Представители американских и израильских разведок заявили газете, что в этом "сыграл роль Израиль".

Источники газеты в разведке сообщили, что на объекте произошел "мощный взрыв", что привело к разрушению "хорошо защищенной внутренней энергосистемы", которая обеспечивала работу подземных центрифуг, обогащающих уран.

Официальные лица, пожелавшие сохранить анонимность, заявили, что взрыв нанес "серьезный удар по возможностям Ирана обогащать уран". Нормальная работа объекта в Натанзе может восстановиться по меньшей мере через девять месяцев, пишет газета.

Официальные лица в Израиле отказались и пресс-служба Совета национальной безопасности при Белом доме отказались от комментариев.

Заключенный в 2015 году "шестеркой" (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) и Ираном Совместный всеобъемлющий план действий, предполагающий снятие санкций в обмен на ограничение ядерной программы Ирана как гарант неполучения Тегераном ядерного оружия, не просуществовал и трех лет. В мае 2018 года США объявили об одностороннем выходе из нее и восстановлении жестких санкций против Тегерана.

Иран в 2019 году - ровно через год после выхода США из сделки - заявил о поэтапном сокращении своих обязательств в рамках соглашения, отказавшись от ограничений в ядерных исследованиях, центрифугах, уровне обогащения урана.

В конце 2020 года в Иране вступил в силу закон, обязывающий начать производство высокообогащенного урана (от 20%), начать задействование более мощных центрифуг, выходящих за положения сделки, и отказаться от расширенных проверок МАГАТЭ, если Тегеран не сможет свободно торговать нефтью и осуществлять финансовые операции. В конце марта Иран задействовал четвертый каскад центрифуг нового поколения для обогащения урана на подземном заводе в Натанзе.

27
Теги:
Израиль, Иран