Дизельный поезд АО Pasažieru vilciens  на Рижском железнодорожном вокзале

Помогла бы отмена санкций против РФ, но придется помучиться: как Латвия поезда закупала

10668
(обновлено 13:07 12.01.2021)
Министр сообщения Талис Линкайтс поручил Pasažieru vilciens разработать новую концепцию замены дизельных поездов

РИГА, 12 янв — Sputnik. Латвия сможет получить новые поезда вместо имеющихся дизельных не раньше 2026 года, сообщил министр сообщения Талис Линкайтс, передает Тvnet.lv.

Ранее компания Pasažieru vilciens прекратила объявленную в мае прошлого года закупку восьми новых дизельных поездов. Проект был прекращен в связи с тем, что органы Европейской комиссии не поддержали перераспределение финансирования на проект "Модернизация подвижного состава пассажирских дизельных поездов", а также не было выделено финансирование из государственного бюджета на закупку.

По словам Талиса Линкайтса, он поручил Pasažieru vilciens разработать новую концепцию, которая включает возможные варианты и методы финансирования для замены дизельных поездов другими типами, более экологически чистыми.

Министр отметил, что рассматривается ряд вариантов замены дизельных поездов.

"Наиболее подходящими для движения по латвийским регионам являются бимодальные поезда, которые могут работать как на электрической тяге на электрифицированных линиях, так и на альтернативном топливе. На маршрутах с меньшим количеством пассажиров и меньшим расстоянием могут использоваться поезда с аккумуляторными батареями, например, в Рижском регионе", - сказал Линкайтс.

Поставка новых поездов возможна не ранее 2026 года, добавил он.

Новые дизельные поезда Pasažieru vilciens необходимы, чтобы по возможности быстрее заменить имеющиеся в распоряжении предприятия поезда с двигателями производства российского завода "Звезда".

АО "Звезда" из Петербурга было включено в санкционный список в марте 2019 года. На заводе изготавливают дизельные двигатели для поездов DR1A.

Сейчас у Латвии 22 дизельных поезда. Пассажирские дизельные поезда курсируют в направлении Валмиеры, Резекне, Лиепаи и Даугавпилса.

10668
Теги:
пассажироперевозки, Министерство сообщения, Талис Линкайтс, Pasažieru vilciens, Латвия
По теме
Вместо новых моторов из России Латвии придется купить целые дизельные поезда
ЕС отказался финансировать Латвии замену дизельных поездов с российскими двигателями
Санкции США заставят латвийцев ездить стоя: Pasažieru vilciens не может обратиться к РФ
Деньги пропали, нет ни поездов, ни трамваев: Ушаков напомнил Линкайтсу про 65 млн евро
Новые дизельные поезда Латвии может поставить российский "Метровагонмаш"
Латвийцы у памятника Свободы в День независимости

От COVID-кризиса в Латвии больше всего пострадали семьи с детьми

115
(обновлено 15:08 20.01.2021)
Исследователи не только выявили группы, которые пострадали от коронавирусного кризиса больше всего, но и сформулировали конкретные рекомендации для руководства страны по совершенствованию социальной помощи

РИГА, 20 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Университет имени Паула Страдыня провел масштабное исследование о том, насколько сильное влияние оказал на жителей Латвии коронавирусный кризис. В той или иной степени пандемия затронула значительную часть населения страны, однако больше всего от нее пострадали работающие, люди с низкими доходами и семьи с детьми, что сильно отличает нынешний кризис от предыдущего, разразившегося десять лет назад.

Система хромает

Согласно выводам исследователей, уменьшение доходов, вызванное коронавирусом и его последствиями, преимущественно связано с сокращением зарплат. Больше всего оно затронуло жителей трудоспособного возраста, особенно самозанятых, большинство из которых потеряли более 50% от предыдущих доходов. В возрастном разрезе самое большое падение доходов было в группе 45-54 лет.

Как отмечается в исследовании, ситуацию усложнило отсутствие у большинства населения Латвии накоплений – у более чем 80% опрошенных они или очень низкие, или их нет вообще. Чаще это люди трудоспособного возраста от 35 до 54 лет и семьи с детьми – у 84% из них нет накоплений или их хватит менее чем на три месяца. Довольно высокому риску подвержены жители с низкими и средними доходами, чей уровень накоплений вообще критический – у 64% их нет или их хватит всего лишь на один месяц.

Так что именно этим группам требуется наибольшая поддержка государства, однако, к сожалению, многим из них так и не удалось получить заветную помощь. Как отмечают исследователи, примерно треть из тех, кто во время чрезвычайной ситуации подал заявку на получение пособия по простою или пособия в кризисной ситуации, остались без них. Примерно пятая часть заявителей не получила пособие по безработице. Заметно больший удельный вес отказов был среди респондентов-нелатышей.

Как указывает один из авторов исследования, профессор университета имени Паула Страдыня Сергей Крук, это означает, что система социальной помощи в стране заметно хромает. Проблему же он видит в латвийской правовой системе, когда чиновники не поступают согласно духу закона.

"Конституция говорит одно, но чиновники не ссылаются на нее, если нет соответствующих правил кабинета министров. Что мы и наблюдаем, сначала сообщили, что будут выделены огромные суммы на пособия, но, когда пришли правила кабинета министров, оказалось, что многим они не полагаются", – подчеркнул эксперт.

Жертвы социального дистанцирования

Помимо экономических проблем пандемия выявила и другие – психологические, вызванные необходимостью социального дистанцирования, что сильно отличает нынешний кризис от всех предыдущих. Как указывается в исследовании, здесь самыми пострадавшими оказались пенсионеры и люди старшего возраста, вынужденные находиться в изоляции.

"Пенсионеры меньше используют социальные медиа и технологии цифровой коммуникации, что ограничивает их возможности поддерживать социальные отношения удаленно", – отмечается в исследовании.

При этом курсы цифровой грамотности для пожилых во время пандемии не самое хорошее решение.

Коронавирусный кризис существенно изменил привычную жизнь многих работающих людей, 22% которых свои трудовые обязанности стали выполнять удаленно. Больше всего трудностей в такой работе оказалось у работников частного сектора и женщин. Как известно, именно женщины чаще всего помимо работы заняты еще домашними делами и заботой о детях, которые тоже вынуждены учиться дома. Тем самым нагрузка у женщин явно выросла, они говорили, что им было очень сложно найти баланс между личной и профессиональной жизнью, в результате чего они в два раза чаще указывали на нежелание работать удаленно.

Также респонденты довольно критически отнеслись к удаленной учебе своих детей. В целом лишь 16% опрошенных, имеющих детей школьного возраста, считают, что их учебный процесс организован хорошо. Не удовлетворены удаленным обучением 41%. При этом у нелатышей оно вызывает большее недовольство (51%), чем у представителей титульной национальности (34%). Да и удовлетворенность им не означает, что респонденты хотят, чтобы оно было и дальше. Лишь 9% от всех опрошенных считают, что удаленное обучение надо бы продолжить и после пандемии, тем самым недвусмысленно указывая на желание вернуться к привычному образу жизни.

Стратегия помощи

Эксперты предложили конкретные рекомендации для улучшения ситуации. Так, авторы исследования считают, что программа поддержки семей должна включать помощь не только детям, но и родителям и школьным педагогам. Также требуется поддержка предпринимателям, в том числе и стимулирующая семейный бизнес, что обеспечит работу и доходы членам семьи, а в конечном счете будет способствовать развитию привлекательной среды не только для нынешних, но и для будущих предприятий.

Чтобы не допустить дальнейшего падения потребления, нужна целенаправленная финансовая поддержка всем группам населения, чьи доходы уменьшились в результате влияния пандемии.

"Особое внимание нужно обратить на поддержку семей с детьми, жителей с низкими доходами. Уменьшение расходов домохозяйств необходимо компенсировать ростом государственных трат, чтобы не допустить дальнейшего падения экономики", – отмечается в исследовании.

Также, по мнению экспертов, необходимо снижение ставки НДС на социально значимые продукты, медицинское оборудование, коммунальные услуги и общественное питание как помощь для наиболее пострадавших от коронавирусного кризиса отраслей. Еще ученые отметили, что у 46% жителей Латвии не хватает внутренних ресурсов для преодоления новых вызовов, обусловленных появившимся кризисом, так что следует укрепить систему социального страхования и психологической помощи.

Ведь, как оказалось, только лишь у 28% населения не было ярко выраженных негативных психологических реакций на весеннюю чрезвычайную ситуацию. Правда, не исключено, что ныне, во время второй волны коронавируса и новой чрезвычайной ситуации, при более строгих ограничениях, удельный вес таких людей сократился, и в скором времени латвийское общество может ожидать рост депрессивных настроений. Остается надеется, что у правительства есть план, как этого не допустить.

115
Теги:
Латвия, экономический кризис, коронавирус
Тема:
Коронавирус наступает
По теме
Бедность сохранится, неравенство увеличится: депутат оценил проект бюджета на 2021 год
Накинуть пару евро - это не борьба с бедностью: омбудсмен подсказал кабмину, с чего начать
У бедности в Латвии женское лицо - о чем говорят цифры
"Удаленка" не помогла: дети продолжают болеть COVID-19
Железнодорожная станция Елгава

Убытки растут: что ждет балтийский транзит в 2021 году?

926
(обновлено 11:49 20.01.2021)
Усть-Луга успешно конкурирует с латвийскими портами и Клайпедой за грузы, благодаря строительству новых терминалов

РИГА, 20 янв — Sputnik, Данара Курманова. Ситуация в портах Латвии и Литвы без российских и белорусских грузов осложняется все больше. Россия и Беларусь переориентируют грузопотоки на Ленинградскую область. Почему Латвия и Литва оказались так зависимы от перевалки российских и белорусских грузов? Что ожидает транспортную сферу Балтии в 2021 году? Ответы – в обзоре Sputnik.

Миллионные потери

Экономика Латвии сильно зависит от транспортной сферы. По данным Агентства развития и инвестиций Латвии, логистика и транспорт составляют 9% ВВП страны и обеспечивают работой около 8% населения. Однако в 2020 году транзит сократился. По информации латвийского министерства сообщения, через местные порты в прошлом году прошло 44,9 миллиона тонн грузов – это на 28% меньше, чем в 2019-м. Аналогичная ситуация складывается и с железнодорожными перевозками. В 2020 году они едва превысили 24 миллиона тонн.

Казалось бы, на фоне Латвии несколько лучше складывается ситуация в Литве. Грузопоток порта Клайпеды за 2020 год увеличился на 3,2% и составил почти 48 миллионов тонн. Но, хотя объем перевалки удобрений вырос на 2,6%, один из ключевых показателей – перевалка нефтепродуктов - демонстрирует спад на 21%.

Как заявил генеральный директор порта Альгис Латакас, данное снижение объясняется "всеобщим замедлением экономики". Однако в 2021 году Клайпеду ожидает дальнейшее сокращение перевалки нефтепродуктов, и дело заключается вовсе не в низкой международной деловой активности. В декабре прошлого года Беларусь заявила о приостановке транзита нефтепродуктов через Клайпеду. Это решение стало реакцией на отказ балтийских стран признать президентские выборы в республике и введение санкций против Александра Лукашенко. При этом белорусские грузы обеспечивают около 30% перевалки Клайпедского порта.

Грузооборот портов и железных дорог Литвы и Латвии в 2019-2020 гг.
© Sputnik
Грузооборот портов и железных дорог Литвы и Латвии в 2019-2020 гг.

Контрактов не будет

Не самые легкие времена переживает и железнодорожный перевозчик Литвы LTG Cargo. Компания тоже потеряла контракт с Беларусью – приостановив экспорт нефтепродуктов через Клайпеду, Белорусская нефтяная компания (БНК) не стала продлевать договор и о железнодорожных перевозках.

Безусловно, отсутствие нового контракта негативно скажется на экономике Литвы, считает доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. "Литва – небольшое государство, там живет три миллиона человек, и она жила более-менее нормально за счет того, что была транзитером-посредником для Беларуси. Но если эта подпорка будет вынута, ничего хорошего там не будет", – ранее заявил эксперт в интервью Sputnik.

С января по ноябрь 2020 года LTG Cargo перевезла около 49 миллионов тонн грузов, что на 3,5% меньше прошлогоднего объема.

Грузы уходят в Россию

Основным поставщиком грузов в балтийские порты долгие годы были Россия и Беларусь. Между тем РФ сейчас развивает строительство собственной портовой инфраструктуры в Ленинградской области.

Количество российских грузов в балтийских портах неуклонно снижается. В конце декабря прошлого года председатель правления Латвийской железной дороги Марис Клейнбергс сообщил о почти полной остановке транзита российского угля. Дочерние предприятия "Уралхима" и "Уралкалия" тоже заявили, что намерены перевести свои грузы из портов Латвии в Усть-Лугу. В 2024 году портовая мощность объекта должна достигнуть 180 миллионов тонн.

При наличии таких объемов Россия может не только обслуживать интересы собственных компаний, но и работать с перевозчиками других стран. В результате портами в Ленинградской области заинтересовалась Беларусь. Впрочем, Усть-Луга явно не собирается ограничиваться Минском в качестве партнера – руководство порта уже сообщило о готовности работать с другими государствами. Условия конкуренции для балтийских портов становятся все жестче – найти новых клиентов будет непросто.

926
Теги:
транзит, грузоперевозки, Литва, Латвия
По теме
Латвия за год потеряла 40% грузов на железной дороге и 30% - в портах
Перевалка угля в Рижском порту упала на 73%, и письма в РФ не помогают
Литва идет ва-банк: к чему могут привести санкции против "Беларуськалия"
Радикальные изменения: впервые российский уголь в порту Риги уступил место контейнерам

Киркоров прорвется в Литву? Российский певец обжалует решение литовского МИД в суде

0
(обновлено 16:14 20.01.2021)
Звезда российской эстрады Филипп Киркоров не собирается пасовать пред запретом на въезд от МИД Литвы и будет отстаивать свою гражданскую позицию через суд

РИГА, 20 янв — Sputnik. МИД Литвы предложил запретить российскому певцу Филиппу Киркорову въезд в страну, и 19 января литовская миграционная служба внесла артиста в "черный список" невъездных.

В заявлении, подписанном главой МИД Габриэлюсом Ландсбергисом, говорится, что певец сознательно "отрицал территориальную целостность и суверенитет Украины" во время своих неоднократных визитов на полуостров Крым, и тем самым косвенно оправдывал "агрессивные действия" России.

Но Киркоров не считает, что у Литвы были основания запретить ему въезд, и сдаваться не собирается. За справедливостью он будет обращаться в суд, о чем сообщил РИА Новости глава адвокатской конторы "Добровинский и партнеры", знаменитый звездный адвокат Александр Добровинский.

Он подчеркнул, что Киркоров считает недостойным использование культуры в политических целях, поэтому он доверил Добровинскому "вести его дела в судах Европы, где мы будем бороться и отстаивать гражданскую позицию Филиппа".

"На мой взгляд, культура, искусство, спорт и любовь должны быть вне политики", - заявил Добровинский.

Запрет на въезд в Литву для Киркорова ранее прокомментировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она выразила сожаление в отношении того, что литовские политики используют культуру и культурные связи в антироссийской пропаганде. А причины, по которым Киркоров дополнил литовский "черный список" российских артистов, Захарова назвала "откровенно глупыми".

0
Теги:
въезд, суд, певец, Филипп Киркоров, Литва
По теме
Киркоров отдаст квартиру, духовку и кондиционеры в счет долга латвийскому банку
Таким безработным себя еще не чувствовал: Киркоров потерял миллионы в Прибалтике
В Литве разгорелся скандал из-за субсидий организаторам концертов Киркорова