Зал ожидания аэропорта Рига

Латвии могут не разрешить помочь аэропорту Рига деньгами

5222
(обновлено 12:00 14.01.2021)
Еврокомиссия, скорее всего, не разрешит властям Латвии увеличить основной капитал аэропорта Рига на 50 миллионов евро

РИГА, 13 янв — Sputnik. Еврокомиссия может не разрешить предоставить аэропорту Рига всю запланированную поддержку, заявил министр сообщения Талис Линкайтс в программе TV3 "900 секунд".

"Похоже, что Еврокомиссия не разрешит предоставить всю запрашиваемую сумму поддержки. Поэтому мы будем хозяйствовать в пределах имеющихся у нас средств", — сказал глава Минсообщения.

Еврокомиссия продолжает оценку принятого кабмином в апреле 2020 года решения об увеличении основного капитала ГАО "Международный аэропорт Рига" на 49,91 миллиона евро. В настоящее время основной капитал аэропорта Рига составляет 28,61 миллиона евро.

Правительство решило увеличить основной капитал аэропорта, чтобы помочь преодолеть кризис, вызванный пандемией COVID-19, и стабилизировать его работу. Международный аэропорт Рига в прошлом году обслужил 2,01 миллиона пассажиров, что на 74% меньше, чем в 2019 году. В ноябре и декабре в аэропорту было обслужено чуть больше 50 тысяч пассажиров в месяц, и такая тенденция сохраняется в январе.

Ранее ЕК разрешила вложить в основной капитал латвийского национального авиаперевозчика airBaltic 250 миллионов евро, доведя долю государства в компании до 91%. По словам Линкайтса, государство должно вернуть средства, вложенные в airBaltic, в течение 5—7 лет.

5222
Теги:
Министерство сообщения, Талис Линкайтс, Международный аэропорт Рига, Еврокомиссия, Латвия
По теме
Почему уволилась руководитель аэропорта Рига
В Риге реконструируют аэропорт для обслуживания войск НАТО
Сокращения не помогли: аэропорт Рига терпит колоссальные убытки
Пассажиропоток аэропорта Рига растет: когда уволенных начнут принимать обратно
Латвийцы у памятника Свободы в День независимости

От COVID-кризиса в Латвии больше всего пострадали семьи с детьми

114
(обновлено 15:08 20.01.2021)
Исследователи не только выявили группы, которые пострадали от коронавирусного кризиса больше всего, но и сформулировали конкретные рекомендации для руководства страны по совершенствованию социальной помощи

РИГА, 20 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Университет имени Паула Страдыня провел масштабное исследование о том, насколько сильное влияние оказал на жителей Латвии коронавирусный кризис. В той или иной степени пандемия затронула значительную часть населения страны, однако больше всего от нее пострадали работающие, люди с низкими доходами и семьи с детьми, что сильно отличает нынешний кризис от предыдущего, разразившегося десять лет назад.

Система хромает

Согласно выводам исследователей, уменьшение доходов, вызванное коронавирусом и его последствиями, преимущественно связано с сокращением зарплат. Больше всего оно затронуло жителей трудоспособного возраста, особенно самозанятых, большинство из которых потеряли более 50% от предыдущих доходов. В возрастном разрезе самое большое падение доходов было в группе 45-54 лет.

Как отмечается в исследовании, ситуацию усложнило отсутствие у большинства населения Латвии накоплений – у более чем 80% опрошенных они или очень низкие, или их нет вообще. Чаще это люди трудоспособного возраста от 35 до 54 лет и семьи с детьми – у 84% из них нет накоплений или их хватит менее чем на три месяца. Довольно высокому риску подвержены жители с низкими и средними доходами, чей уровень накоплений вообще критический – у 64% их нет или их хватит всего лишь на один месяц.

Так что именно этим группам требуется наибольшая поддержка государства, однако, к сожалению, многим из них так и не удалось получить заветную помощь. Как отмечают исследователи, примерно треть из тех, кто во время чрезвычайной ситуации подал заявку на получение пособия по простою или пособия в кризисной ситуации, остались без них. Примерно пятая часть заявителей не получила пособие по безработице. Заметно больший удельный вес отказов был среди респондентов-нелатышей.

Как указывает один из авторов исследования, профессор университета имени Паула Страдыня Сергей Крук, это означает, что система социальной помощи в стране заметно хромает. Проблему же он видит в латвийской правовой системе, когда чиновники не поступают согласно духу закона.

"Конституция говорит одно, но чиновники не ссылаются на нее, если нет соответствующих правил кабинета министров. Что мы и наблюдаем, сначала сообщили, что будут выделены огромные суммы на пособия, но, когда пришли правила кабинета министров, оказалось, что многим они не полагаются", – подчеркнул эксперт.

Жертвы социального дистанцирования

Помимо экономических проблем пандемия выявила и другие – психологические, вызванные необходимостью социального дистанцирования, что сильно отличает нынешний кризис от всех предыдущих. Как указывается в исследовании, здесь самыми пострадавшими оказались пенсионеры и люди старшего возраста, вынужденные находиться в изоляции.

"Пенсионеры меньше используют социальные медиа и технологии цифровой коммуникации, что ограничивает их возможности поддерживать социальные отношения удаленно", – отмечается в исследовании.

При этом курсы цифровой грамотности для пожилых во время пандемии не самое хорошее решение.

Коронавирусный кризис существенно изменил привычную жизнь многих работающих людей, 22% которых свои трудовые обязанности стали выполнять удаленно. Больше всего трудностей в такой работе оказалось у работников частного сектора и женщин. Как известно, именно женщины чаще всего помимо работы заняты еще домашними делами и заботой о детях, которые тоже вынуждены учиться дома. Тем самым нагрузка у женщин явно выросла, они говорили, что им было очень сложно найти баланс между личной и профессиональной жизнью, в результате чего они в два раза чаще указывали на нежелание работать удаленно.

Также респонденты довольно критически отнеслись к удаленной учебе своих детей. В целом лишь 16% опрошенных, имеющих детей школьного возраста, считают, что их учебный процесс организован хорошо. Не удовлетворены удаленным обучением 41%. При этом у нелатышей оно вызывает большее недовольство (51%), чем у представителей титульной национальности (34%). Да и удовлетворенность им не означает, что респонденты хотят, чтобы оно было и дальше. Лишь 9% от всех опрошенных считают, что удаленное обучение надо бы продолжить и после пандемии, тем самым недвусмысленно указывая на желание вернуться к привычному образу жизни.

Стратегия помощи

Эксперты предложили конкретные рекомендации для улучшения ситуации. Так, авторы исследования считают, что программа поддержки семей должна включать помощь не только детям, но и родителям и школьным педагогам. Также требуется поддержка предпринимателям, в том числе и стимулирующая семейный бизнес, что обеспечит работу и доходы членам семьи, а в конечном счете будет способствовать развитию привлекательной среды не только для нынешних, но и для будущих предприятий.

Чтобы не допустить дальнейшего падения потребления, нужна целенаправленная финансовая поддержка всем группам населения, чьи доходы уменьшились в результате влияния пандемии.

"Особое внимание нужно обратить на поддержку семей с детьми, жителей с низкими доходами. Уменьшение расходов домохозяйств необходимо компенсировать ростом государственных трат, чтобы не допустить дальнейшего падения экономики", – отмечается в исследовании.

Также, по мнению экспертов, необходимо снижение ставки НДС на социально значимые продукты, медицинское оборудование, коммунальные услуги и общественное питание как помощь для наиболее пострадавших от коронавирусного кризиса отраслей. Еще ученые отметили, что у 46% жителей Латвии не хватает внутренних ресурсов для преодоления новых вызовов, обусловленных появившимся кризисом, так что следует укрепить систему социального страхования и психологической помощи.

Ведь, как оказалось, только лишь у 28% населения не было ярко выраженных негативных психологических реакций на весеннюю чрезвычайную ситуацию. Правда, не исключено, что ныне, во время второй волны коронавируса и новой чрезвычайной ситуации, при более строгих ограничениях, удельный вес таких людей сократился, и в скором времени латвийское общество может ожидать рост депрессивных настроений. Остается надеется, что у правительства есть план, как этого не допустить.

114
Теги:
Латвия, экономический кризис, коронавирус
Тема:
Коронавирус наступает
По теме
Бедность сохранится, неравенство увеличится: депутат оценил проект бюджета на 2021 год
Накинуть пару евро - это не борьба с бедностью: омбудсмен подсказал кабмину, с чего начать
У бедности в Латвии женское лицо - о чем говорят цифры
"Удаленка" не помогла: дети продолжают болеть COVID-19
Железнодорожная станция Елгава

Убытки растут: что ждет балтийский транзит в 2021 году?

879
(обновлено 11:49 20.01.2021)
Усть-Луга успешно конкурирует с латвийскими портами и Клайпедой за грузы, благодаря строительству новых терминалов

РИГА, 20 янв — Sputnik, Данара Курманова. Ситуация в портах Латвии и Литвы без российских и белорусских грузов осложняется все больше. Россия и Беларусь переориентируют грузопотоки на Ленинградскую область. Почему Латвия и Литва оказались так зависимы от перевалки российских и белорусских грузов? Что ожидает транспортную сферу Балтии в 2021 году? Ответы – в обзоре Sputnik.

Миллионные потери

Экономика Латвии сильно зависит от транспортной сферы. По данным Агентства развития и инвестиций Латвии, логистика и транспорт составляют 9% ВВП страны и обеспечивают работой около 8% населения. Однако в 2020 году транзит сократился. По информации латвийского министерства сообщения, через местные порты в прошлом году прошло 44,9 миллиона тонн грузов – это на 28% меньше, чем в 2019-м. Аналогичная ситуация складывается и с железнодорожными перевозками. В 2020 году они едва превысили 24 миллиона тонн.

Казалось бы, на фоне Латвии несколько лучше складывается ситуация в Литве. Грузопоток порта Клайпеды за 2020 год увеличился на 3,2% и составил почти 48 миллионов тонн. Но, хотя объем перевалки удобрений вырос на 2,6%, один из ключевых показателей – перевалка нефтепродуктов - демонстрирует спад на 21%.

Как заявил генеральный директор порта Альгис Латакас, данное снижение объясняется "всеобщим замедлением экономики". Однако в 2021 году Клайпеду ожидает дальнейшее сокращение перевалки нефтепродуктов, и дело заключается вовсе не в низкой международной деловой активности. В декабре прошлого года Беларусь заявила о приостановке транзита нефтепродуктов через Клайпеду. Это решение стало реакцией на отказ балтийских стран признать президентские выборы в республике и введение санкций против Александра Лукашенко. При этом белорусские грузы обеспечивают около 30% перевалки Клайпедского порта.

Грузооборот портов и железных дорог Литвы и Латвии в 2019-2020 гг.
© Sputnik
Грузооборот портов и железных дорог Литвы и Латвии в 2019-2020 гг.

Контрактов не будет

Не самые легкие времена переживает и железнодорожный перевозчик Литвы LTG Cargo. Компания тоже потеряла контракт с Беларусью – приостановив экспорт нефтепродуктов через Клайпеду, Белорусская нефтяная компания (БНК) не стала продлевать договор и о железнодорожных перевозках.

Безусловно, отсутствие нового контракта негативно скажется на экономике Литвы, считает доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. "Литва – небольшое государство, там живет три миллиона человек, и она жила более-менее нормально за счет того, что была транзитером-посредником для Беларуси. Но если эта подпорка будет вынута, ничего хорошего там не будет", – ранее заявил эксперт в интервью Sputnik.

С января по ноябрь 2020 года LTG Cargo перевезла около 49 миллионов тонн грузов, что на 3,5% меньше прошлогоднего объема.

Грузы уходят в Россию

Основным поставщиком грузов в балтийские порты долгие годы были Россия и Беларусь. Между тем РФ сейчас развивает строительство собственной портовой инфраструктуры в Ленинградской области.

Количество российских грузов в балтийских портах неуклонно снижается. В конце декабря прошлого года председатель правления Латвийской железной дороги Марис Клейнбергс сообщил о почти полной остановке транзита российского угля. Дочерние предприятия "Уралхима" и "Уралкалия" тоже заявили, что намерены перевести свои грузы из портов Латвии в Усть-Лугу. В 2024 году портовая мощность объекта должна достигнуть 180 миллионов тонн.

При наличии таких объемов Россия может не только обслуживать интересы собственных компаний, но и работать с перевозчиками других стран. В результате портами в Ленинградской области заинтересовалась Беларусь. Впрочем, Усть-Луга явно не собирается ограничиваться Минском в качестве партнера – руководство порта уже сообщило о готовности работать с другими государствами. Условия конкуренции для балтийских портов становятся все жестче – найти новых клиентов будет непросто.

879
Теги:
транзит, грузоперевозки, Литва, Латвия
По теме
Латвия за год потеряла 40% грузов на железной дороге и 30% - в портах
Перевалка угля в Рижском порту упала на 73%, и письма в РФ не помогают
Литва идет ва-банк: к чему могут привести санкции против "Беларуськалия"
Радикальные изменения: впервые российский уголь в порту Риги уступил место контейнерам

Киркоров прорвется в Литву? Российский певец обжалует решение литовского МИД в суде

0
(обновлено 16:14 20.01.2021)
Звезда российской эстрады Филипп Киркоров не собирается пасовать пред запретом на въезд от МИД Литвы и будет отстаивать свою гражданскую позицию через суд

РИГА, 20 янв — Sputnik. МИД Литвы предложил запретить российскому певцу Филиппу Киркорову въезд в страну, и 19 января литовская миграционная служба внесла артиста в "черный список" невъездных.

В заявлении, подписанном главой МИД Габриэлюсом Ландсбергисом, говорится, что певец сознательно "отрицал территориальную целостность и суверенитет Украины" во время своих неоднократных визитов на полуостров Крым, и тем самым косвенно оправдывал "агрессивные действия" России.

Но Киркоров не считает, что у Литвы были основания запретить ему въезд, и сдаваться не собирается. За справедливостью он будет обращаться в суд, о чем сообщил РИА Новости глава адвокатской конторы "Добровинский и партнеры", знаменитый звездный адвокат Александр Добровинский.

Он подчеркнул, что Киркоров считает недостойным использование культуры в политических целях, поэтому он доверил Добровинскому "вести его дела в судах Европы, где мы будем бороться и отстаивать гражданскую позицию Филиппа".

"На мой взгляд, культура, искусство, спорт и любовь должны быть вне политики", - заявил Добровинский.

Запрет на въезд в Литву для Киркорова ранее прокомментировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она выразила сожаление в отношении того, что литовские политики используют культуру и культурные связи в антироссийской пропаганде. А причины, по которым Киркоров дополнил литовский "черный список" российских артистов, Захарова назвала "откровенно глупыми".

0
Теги:
въезд, суд, певец, Филипп Киркоров, Литва
По теме
Киркоров отдаст квартиру, духовку и кондиционеры в счет долга латвийскому банку
Таким безработным себя еще не чувствовал: Киркоров потерял миллионы в Прибалтике
В Литве разгорелся скандал из-за субсидий организаторам концертов Киркорова