Запрещённые к продаже товары в супермаркете Rimi

У людей есть реальные потребности: Латвию призывают открыть магазины

6549
(обновлено 15:44 15.03.2021)
Представители сферы торговли призывают правительство разрешить латвийцам покупать в магазинах необходимые товары

РИГА, 26 янв — Sputnik. Магазины в Латвии необходимо открыть, заявил член правления Латвийской торгово-промышленной палаты Гиртс Рунгайнис в эфире программы Latvijas labums на телеканале Rīga TV24.

По его словам, введенные в Латвии ограничения торговли еще долго будут негативно влиять на экономику страны.

"У людей есть реальные потребности. Есть необходимость решать насущные проблемы водоснабжения, отопления, подачи электричества и так далее. Они не ходят по магазинам с целью развлечения. Если кому-то так кажется, то они ошибаются. Для содействия экономики необходимо открыть все магазины. Чем больше магазинов будет открыто, тем больше будет квадратных метров, где смогут находиться посетители. Главное, не собирать их всех в одном месте из-за непродуманных ценовых акций и разрешать им покупать необходимые товары", – сказал представитель Торгово-промышленной палаты.

По мнению Рунгайниса, сейчас нет никаких оснований для закрытия магазинов – это лишь порождает проблемы у жителей, а также проблемы для экономики Латвии в долгосрочной перспективе.

Социолог Янис Херманис поделился видео с выступлением Рунгайниса в социальных сетях и также заявил, что после зимних праздников магазины можно было бы и открыть.

​"Абсолютно верно! Есть вещи, которые ломаются и изнашиваются, а интернет-магазины доставляют их медленно. Если кто-то еще не заметил, то в магазинах с января по февраль никогда не бывает так многолюдно, как в декабре. Подарки куплены, деньги потрачены, покупаю только самое необходимое", – написал социолог на своей странице в Twitter.

Интернет-магазины действительно не справляются, рассказал глава ассоциации торговцев Хенрикс Данусевич в программе "Домская площадь" Латвийского радио 4.

"Торговцы рассчитывают, что им придет груз в определенный срок, а он не приходит. Во-вторых, у нас "не тянут" уже логистические службы... Кроме того, происходят и другие сбои, из-за чего логистика не работает нормально".

В компании по доставке грузов и посылок Omniva признают, что доставщики не справляются с нагрузкой — слишком много заказов и слишком резко произошли изменения, к которым никто не был готов.

"Ситуация на уровне всей индустрии довольно-таки сложная. И на нашем предприятии, и на других предприятиях очень большое число посылок, которые нужно доставлять вовремя. Но, к сожалению, получается так, что часть посылок мы можем доставить вовремя, а часть опаздывает — и может опаздывать даже до недели. Потому что, даже если смотреть, что происходит за границей — и что происходит на латвийском рынке: за границей этот рост не так велик, как в Латвии, потому что у нас правительство ввело эти ограничения. Они означают, что большинство магазинов закрыты — и люди пытаются те же самые товары купить в интернете. Если сравнить Латвию и Эстонию, то в Латвии очень выросла доля покупок в интернете, и поэтому очень много именно местных посылок, которые мы должны доставить", — рассказала представитель Omnivia Беате Краузе-Чеботаре.

Есть еще одна проблема, осложняющая оборот товаров через пакоматы: люди не торопятся забирать посылки, которые уже пришли, и из-за этого остальные не могут получить заказы.

Другая сложность покупки в интернет-магазинах — примерка.

"С первого раза купить такую обувь, как хотят, не могут 40%... И многие, наверное, 70% людей не могут себе позволить за каждую доставку перчаток платить 5 евро", — объясняет Данусевич.

Ситуацию осложняет и то, что большинство жителей страны до сих пор не обладает достаточными навыками для того, чтобы делать покупки онлайн. Особенно остро эта проблема стоит в регионах.

"Наши региональные торговцы говорят, что 70% покупателей или не могут, или не умеют рассчитываться удаленно. Надо считаться с этим. Нельзя принимать законы, которые могут выполнить только 10—20% людей", — указал Данусевич.

6549
Теги:
Гиртс Рунгайнис, Латвия
По теме
Гробы, лопаты и носки: дополнен список разрешенных к продаже товаров
"Колготки по субботам": торговцы предлагают расширить ассортимент разрешенных товаров
Ужасные ошибки правительства Латвии в период пандемии: какие решения не стоило принимать
Власти молчат, а народ выкручивается: как в Латвии купить "запрещенку"
Электрическая подстанция

Во всем виновата Латвия: методика торговли энергией обойдется литовцам в 100 млн евро

48
(обновлено 12:36 11.05.2021)
Участники энергорынка Литвы и Эстонии, по утверждению Минэнерго Литвы, несут убытки из-за применяемой Латвией методики торговли электроэнергией с третьими странами, они обратились в европейские органы с жалобами

РИГА, 11 мая — Sputnik. Применяемая Латвией и Эстонией методика торговли электроэнергией с третьими странами увеличит годовые расходы потребителей Литвы на электроэнергию почти на 100 миллионов евро, заявил замминистра энергетики Альбинас Зананавичюс.

Ранее глава Минэнерго Литвы Дайнюс Крейвис провел дистанционную встречу с главой Директората по энергетике Еврокомиссии Дитте Юул Йоргенсен, в ходе которой заявил, что методика торговли, которую применяют Латвия и Эстония, искусственно повышает цены на электроэнергию в Литве.

Он пояснил, что это связано с разницей между фактической и заявленной мощностью литовско-латвийских ЛЭП. Согласно вышеупомянутым правилам, при декларировании больших объемов импорта из РФ в Латвию необходимо зарезервировать мощность литовско-латвийских электрических соединений. Однако фактически литовско-латвийское соединение при импорте из РФ в Латвию не используется.

Замминистра энергетики Альбинас Зананавичюс указал, что совокупные расходы литовских потребителей на электроэнергию за год могут вырасти на 100 миллионов евро.

"Методология торговли электроэнергией с третьими странами, которую в одностороннем порядке применяют Латвия и Эстония, может обойтись литовским потребителям в дополнительные 100 миллионов евро в год", – отметил он в пресс-релизе министерства.

По утверждению министерства, из-за разницы в цене, которая образуется в результате одностороннего применения в торговой зоне Латвии методики торговли электроэнергией с третьими странами, в соответствующие европейские органы надзора уже обратились и участники энергетического рынка Литвы и Эстонии, которые несут убытки.

Оператор литовской системы передачи электроэнергии Litgrid попросил оператора рынка - биржу Nord Pool - начать расследование, сообщается на сайте Litgrid.

Кроме того, Litgrid обратился к латвийскому оператору AST по поводу нарушений в установлении пропускной способности для импорта электроэнергии из России.

Гендиректор Litgrid Рокас Масюлис сообщил, что поскольку Литва не торгует белорусской электроэнергией после запуска БелАЭС, коммерческий импорт из РФ в Балтию осуществляется через Латвию, однако реально эта торговля осуществлялась в основном за счет физических потоков из Беларуси в Литву.

Данные мониторинга потоков электроэнергии свидетельствуют о том, что часть импортируемой Латвией "российской" электроэнергии на самом деле производится в Беларуси, утверждает Litgrid.

"Ситуацию еще больше осложняет то, что официально коммерчески электроэнергия поступает из Латвии в Литву, таким образом, без нужды резервируются мощности линий, соединяющих страны, хотя физически электроэнергия просто попадает напрямую из Беларуси в Литву. По причине этой искусственной резервации сокращаются возможности импорта электроэнергии Литвой из Финляндии и Эстонии, поэтому цена на нее в Литве, по сравнению с Латвией и Эстонией, выше", – заявил Масюлис.

Изначально страны Балтии договорились о методике торговли электроэнергией стран Балтии с третьими странами – ее должны были начать использовать после запуска БелАЭС. Базовым принципом методики является требование к России, имеющей межсетевое соединение с Беларусью, предоставлять подтверждение того, что электроэнергия, поставляемая ею в Прибалтику, не производится белорусской стороной.

Латвия и Эстония ее утвердили, а Литва нет. Государственный совет по регулированию энергетики Литвы предлагает установить в методике, что коммерческие мощности Латвии и России выдаются для торговой сессии на следующие сутки при оценке фактических физических потоков на этой перемычке. Кроме того, должна быть внедрена эффективная система сертификатов происхождения.

Литва при посредничестве Еврокомиссии добивается новой трехсторонней методики стран Балтии по торговле электроэнергией с третьими странами.

 

48
Теги:
электроэнергия, Литва
По теме
Латвия рассказала, как торгует электроэнергией с РФ после запуска БелАЭС
С началом работы БелАЭС торговля электроэнергией Балтии с РФ выросла в 3,5 раза
Электроэнергия с БелАЭС все равно идет в Балтию: Эстония просит Литву утвердить методику
У Еврокомиссии нет подтверждений, что Прибалтика покупает электроэнергию с БелАЭС
Презентация плана строительства Центрального рижского узла новой железной дороги Rail Baltica

Компанию airBaltic не бросят: Линкайтс пообещал транспортному сектору помощь

215
(обновлено 15:17 10.05.2021)
Пока нет оснований говорить о сокращении государственной поддержки транспортной отрасли, заявил министр сообщения Талис Линкайтс

РИГА, 10 мая — Sputnik. Транспортная отрасль Латвии продолжит получать господдержку, данные статистики указывают на то, что кризис, вызванный пандемией, в этом секторе не закончился, его влияние все еще очень велико, заявил министр сообщения Талис Линкайтс, передает tvnet.lv.

По его словам, в первом квартале этого года количество пассажиров в поездах и автобусах, по сравнению с 2019 годом, уменьшилось на 55%, а количество пассажиров, обслуженных в международном аэропорту Рига, упало более чем на 91%, поэтому преждевременно говорить об уменьшении поддержки в транспортной отрасли.

Напомним, в прошлом году самую большую помощь от государства получила национальная авиакомпания airBaltic - на сумму в 250 миллионов евро, также ей списали 37 миллионов евро долгов.

В конце апреля премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что сейчас в Латвии уже снят ряд ограничений, поэтому пришло время подумать, как долго и кому продолжать оказывать господдержку. Кариньш указал на "анекдотические случаи", что предприятия с господдержкой скорее увеличили свои доходы.

"Одно дело войти в систему, предприятия начинают привыкать к этой системе и планировать работу вокруг нее. Однако надо думать о том, как выйти из поддержки – постепенно или моментально. Государство не сможет неограниченно субсидировать нашу предпринимательскую деятельность", – сказал Кариньш.

Неделей позже Минэкономики подготовило поправки к правилам о поддержке затронутых кризисом предприятий, согласно которым с мая 2021 года государственная поддержка по обеспечению потока оборотных средств свыше 50 отраслей может прекратиться. Транспортного сектора среди них как такового нет.

215
Теги:
коронавирус, Талис Линкайтс, Латвия
По теме
Споры вместо хаба: почему рижский аэропорт утерял лидерство в транзитных перевозках
Солонников: балтийские автоперевозчики не дождутся понимания в ЕС - лишних денег нет
"Границы - не беда, нам возить нечего": коронавирус добивает автоперевозчиков Латвии
От 100 миллионов до семи миллиардов евро: как страны Европы поддержали свои авиакомпании
Омбудсмен Янсонс Юрис

Омбудсмен: я бы посоветовал не верить политикам

0
(обновлено 13:01 11.05.2021)
Конституционный суд разрешил латвийским политикам не выполнять свои обещания, считает омбудсмен Юрис Янсонс

РИГА, 11 мая — Sputnik. Омбудсмен Юрис Янсонс недоволен решением Конституционного суда (КС) по вопросам зарплаты медработников, сообщает Latvijas Radio.

Летом прошлого года Янсонс обратился в КС с иском, в котором указал, что оклады медикам не были повышены на 20% уже в 2020 году, хотя такое обещание в закон о финансировании здравоохранения внесли сами же парламентарии.

В конце прошлой недели КС вынес решение о том, что у депутатов Сейма было право не повышать зарплаты медперсоналу в Латвии в том объеме, в котором было ранее обещано. Суд указал, что так как повышение в этом объеме не было внесено ни в закон о государственном бюджете, ни в рамочный трехлетний бюджет, эта правовая норма закона о финансировании медицины не являлась для Сейма обязательной.

Янсонс отметил, что такой вердикт Конституционного суда даст негативный сигнал обществу:

"Фактически это признание — если Сейм и хочет, то правительство может не до конца удовлетворить пожелания Сейма, то есть не обеспечит должное финансирование, каковое было предусмотрено законом о финансировании здравоохранения я подчеркну, речь о 2020 годе. Так что, если политики постараются, но у них не получится, то старания и политическое решение оправданы, какими бы ни были результаты.

Иными словами, если политики обещают такое или вот такое финансирование, то я бы посоветовал этому не верить — потому что всегда будет какая-то рациональная причина, почему это не исполнить, хотя это и вписано в конкретный закон".

Омбудсмен подчеркнул, что ни медики, ни общество в целом не защищены от невыполнения политиками обещаний, даже если они записаны в законе.

В 2021 году минимальная месячная зарплата врачей была увеличена с 1 тыс 187 до 1 тыс 489 евро, а медсестер — с 785 до 985 евро.

0
Теги:
Юрис Янсонс, Конституционный суд, Латвия
По теме
Юрист: медики в Латвии могут добиться повышения зарплат и до суда
Омбудсмен снова идет в Конституционный суд - из-за зарплат медиков
Выплаты начнутся только в 2023 году: омбудсмен недоволен "зарплатной реформой" в медицине
"Общество трех третей": почему бедные в Латвии останутся бедными