Терминал по перевалке и краткосрочному хранению сыпучих минеральных удобрений

Латвия потеряла большой кусок "транзитного пирога": в Рижском порту знают, что делать

31438
(обновлено 14:04 17.02.2021)
Член правления Рижского порта Каспарс Озолиньш дал рецепт: как латвийскому сектору транзита надо работать, чтобы продолжать на этом зарабатывать

РИГА, 17 фев — Sputnik. Ситуация с транзитом грузов в Латвии ухудшилась, и виновата не пандемия. Если Латвия еще хочет сохранить этот "кусок пирога", нужно проводить долгосрочную работу по выстраиванию контактов с потенциальными партнерами, рассказывать о преимуществах этого транзитного коридора. Работать здесь нужно не каким-то предприятиям по отдельности, а сообща – и стивидорам, и Минсообщения, МИД, Минэкономики, и даже президенту, заявил член правления Рижского порта Каспарс Озолиньш в интервью Diena.

Объем перевозки транзитных грузов по железной дороге и перевалка в портах Латвии снизилась, и эта тенденция наметилась еще до пандемии коронавируса, сказал Озолиньш. По словам Озолиньша, транспортный сектор в свое время составлял 19% ВВП, но сейчас это не так, и Латвия потеряла "большую часть пирога".

Он отметил, что Латвия традиционно была лидером в Прибалтике по объему перевалки, но текущие показатели свидетельствуют, что ситуация сложная и необходимы перемены.

Внутренние перевозки

Представитель порта отметил, что в прошлом году отмечался рост внутренних грузовых перевозок – на 18%, однако в абсолютных цифрах это не очень много, и радоваться здесь пока нечему. Озолиньш считает, что здесь есть еще над чем работать – например, можно ввести отдельное регулирования для такого вида перевозок, это касается как тарифного, так и операционного аспектов. В качестве положительного он отметил тот факт, что объединение фермеров приобретает свой терминал в порту. Со временем можно будет оценить, эффективно ли это для обеспечения выгодной и контролируемой транспортировки, обработки и сбыта продукции.

Озолиньш констатировал: в портах становится все больше сельскохозяйственных и лесных грузов. По его мнению, внутренние перевозки этой продукции могут помочь Латвийской железной дороге в какой-то мере компенсировать убытки, понесенные в результате сокращения объемов транзита международных грузов.

Постоянно напоминать о себе

Озольньш считает, что Латвии для того, чтобы ее транзитный коридор использовали грузоотправители, нужно постоянно работать на международной арене, заявлять о себе. Наличие грузов - это вопрос не только отдельных портов или LDz - это вопрос стратегического видения и действий всей страны, подчеркнул он.

Представитель порта уверен – чтобы добиться успеха, все вовлеченные в сектор транспорта и транзита предприятия и государственные учреждения должны работать в синергии. Нужно постоянно распространять информацию о том, какая в Латвии инфраструктура, каковы ее преимущества, какие имеются возможности. Также систематически должна развиваться синергия со странами-партнерами, независимо от того, Россия это или какая-то из стран Азии, или Южной Америки, или Швеция. Кто-то должен об этом заботиться, и это – не задача какой-то одной компании, повторил Озолиньш. В пример он привел поездки президента Раймондса Вейониса, премьер-министра Мариса Кучинскиса в Китай с целью развития экономического сотрудничества между странами.

Также он рассказал о некоторых нюансах работы с разными странами, которые следует учитывать. Например, в азиатских странах обсуждение сотрудничества и проектов между компаниями, как правило, начинается только после того, как проведут переговоры высшие должностные лица. Поэтому важно, чтобы отрасль работала в связке с госсектором и Минсообщения Латвии, МИД и Минэкономики. Они должны активно участвовать в диалоге – так исторически было и должно быть в дальнейшем, уверен Озолиньш.

"Если кто-то думает, что нас – я имею в виду Латвию в целом, а не LDz или какой-то порт – в мире хорошо знают и всегда имеют в виду как потенциального партнера по международному сотрудничеству, то он глубоко заблуждается", - сказал Озолиньш.

Он отметил, что даже такая крупная и экономически развитая страна, как Германия, все время должна себя рекламировать.

"Я разговаривал с менеджерами крупнейших портов Германии, и они сказали, что их работа до пандемии состояла в основном из деловых поездок, потому что, хотя Германию все знают, портам и отраслевым предприятиям все равно нужно постоянно напоминать о себе и рассказывать о том, что они могут предложить партнерам", - сказал Озолиньш.

Точно так же и Латвия должна постоянно рассказывать, что у нее есть лучшее, объяснять, почему ее коридор эффективный, безопасный и дешевый. Также нужно найти оптимальные форматы сотрудничества с каждый страной-партнером. Все это – условия, которые Латвии нужно выполнить, если она, конечно, хочет продолжать зарабатывать на транзите, сказал Озолиньш.

Сотрудничество нужно постоянно развивать. Это не как в ресторане, где тебя обслуживают после того, как ты выразил свое желание. Латвии нужно самой быть активной, сюда можно включить и вопрос о правильной подаче информации о транзитной отрасли и работающих в этом секторе предприятиях в СМИ, сказал Озолиньш.

Негатив в прессе не нужен

Представитель порта пояснил, что зарубежные партнеры, в том числе из Китая, за транзитом контейнеров из которого Латвия охотится уже не первый год, следят за информацией в латвийских СМИ. Озолиньш отметил, что чем чаще медиа будут говорить на темы, интересные зарубежным партнерам, тем лучше.

При этом на решение о сотрудничестве может повлиять негативная информация в прессе о компаниях или их руководителях – негатив может отправить грузоотправителей к прямым конкурентам, заявил Озолиньш.

"Чем больше мы здесь, в Латвии, критикуем, тем больше внимания уделяется этой критике в других частях света, может сложиться впечатление, что мы с собственными задачами не справляемся, и страны-партнеры могут сделать вывод, что с Латвией сотрудничать опасно, и никто не захочет рисковать своими грузами и репутацией", - пояснил Озолиньш.

В частности, речь зашла о недавнем штрафе "дочке" Латвийской железной дороги, который назначил Совет по конкуренции. Озолиньш не стал судить это решение, однако заметил, что репутации латвийскому сектору транзита на международной арене он точно не идет в плюс.

Также представитель порта отметил частую смену менеджеров в LDz. Каждому новому человеку требуется время, чтобы войти в курс дела, "акклиматизироваться", уладить основные организационные и технические дела.

"В последние годы в LDz и не только в этой компании кадры менялись очень быстро, но необходимо понять, что для формирования устойчивого международного сотрудничества это не на пользу", - подчеркнул Озолиньш.

Озолиньш считает, что именно Латвийская железная дорога является тем предприятием, которое может координировать сотрудничество в транспортном и транзитном секторах, особенно когда речь идет о массовых грузах. Именно LDz могла бы выстраивать сотрудничество с крупными клиентами, а уж внутри страны потом можно самим решить – в какой порт LDz может направить груз – в соответствии с логикой бизнес-предложения и стратегией развития транспортного сектора страны.

"Если Латвия хочет сотрудничать с одной из крупных азиатских стран, то нужно понимать, что там мыслят совершенно в других масштабах. Латвия для них – лишь маленькая точка на карте. Поэтому очень важно, чтобы, во-первых, наша страна была хорошо известна на международном уровне, во-вторых, чтобы она имела положительную репутацию, в-третьих, мы должны понимать, что в век технологий визитной карточкой страны является еще и та информация, которую можно найти в интернете", - сказал Озолиньш.

31438
Теги:
грузоперевозки, Рижский порт, Латвия
По теме
Латвия скоро начнет распродавать порты: Пушков о переводе российских грузов
В транзите политика захватила экономику: Латвия лишила себя грузов из РФ
Отношение РФ по поводу грузов изменится: порт в Латвии видит способ воздействия
Латвия за год потеряла 40% грузов на железной дороге и 30% - в портах

Рекорды экспорта: чем торгует Латвия

140
(обновлено 15:47 21.04.2021)
В прошлом году латвийский экспорт достиг рекордных объемов, но сальдо внешней торговли остается отрицательным; какие товары Латвия продает за границу прежде всего
© Sputnik

По данным ЦСУ Латвии, в прошедшем году латвийский экспорт составил 13,19 миллиарда евро, побив исторический рекорд 2019 года.

За год он вырос на 1,7%, а импорт упал на 5,3%, но сальдо внешней торговли остается отрицательным.

В 2020 году Латвия продавала товары в 197 государств мира. Прежде всего на внешние рынки идут древесина и изделия из нее, электрооборудование и механизмы.

Подробнее в инфографике.

Как уже писал Sputnik Латвия, пандемия неравномерно ударила по разным отраслям.

ВВП Латвии упал, а экспорт растет: экономист рассказал о неравномерном ударе пандемии>>

140
По теме
Как Латвия поддерживает экспорт и туризм
Латвии хоккей "не нужен" так же, как "Новая волна", транзит, экспорт и вклады нерезидентов
Латвии за сентябрь 2020 года удалось рекордно заработать на экспорте
Обвал грузооборота портов Латвии в 2020 году
Премьер-министр Кришьянис Кариньш

Деньги ведь заемные: в Латвии хотят прекратить господдержку пострадавших компаний

9267
(обновлено 18:13 20.04.2021)
Правительству пора подумать о прекращении государственной поддержки тех, кто пострадал от кризиса COVID-19, если кризис затянется, денег на субсидии не хватит, считает премьер Кариньш

РИГА, 20 апр — Sputnik. Кабинет министров Латвии 20 апреля поддержал предложение Минфина выделить дополнительно 126,5 миллиона евро на меры поддержки в связи с кризисом из-за COVID-19. Однако премьер Кришьянис Кариньш заявил, что уже снят ряд ограничений и пришло время подумать, как долго и кому продолжать оказывать господдержку, передает Mixnews.

Служба государственных доходов получила уже 320 миллионов евро, чтобы через различные программы поддержки помогать предприятиям и работникам, пострадавшим в кризис. С начала года по 6 апреля налогоплательщикам было выплачено 235,79 миллиона евро. На дальнейшую поддержку доступно 84,2 миллиона евро, этих денег хватит примерно до конца апреля.

Минфин запросил дополнительно 126,5 миллиона евро на меры поддержки, и кабмин одобрил выделение помощи. Однако глава правительства Кришьянис Кариньш отметил, что это финансирование представляет собой заемные деньги, привлеченные с международных рынков. В свою очередь, министр финансов Янис Рейрс добавил, что Латвия "гигантскими шагами" приближается к набору критериев, когда госдолг составляет 50% ВВП.

Рейрс отметил, что, если эпидемиологическая ситуация осенью ухудшится, государство, возможно, уже будет неспособно оказывать поддержку пострадавшим от кризиса в прежнем объеме.

Кришьянис Кариньш добавил, что сейчас в Латвии уже снят ряд ограничений, поэтому пришло время подумать, как долго и кому продолжать оказывать господдержку.

Кариньш указал на "анекдотические случаи", что предприятия с господдержкой скорее увеличили свои доходы.

"Одно дело войти в систему, предприятия начинают привыкать к этой системе и планировать работу вокруг нее. Однако надо думать о том, как выйти из поддержки – постепенно или моментально. Государство не сможет неограниченно субсидировать нашу предпринимательскую деятельность", – сказал Кариньш.

Глава правительства призвал министра финансов и рабочую группу по поддержке бизнеса и сотрудников обсудить этот вопрос.

9267
Теги:
Кришьянис Кариньш, коронавирус, Латвия
По теме
Бизнесмены назвали самые бестолковые COVID-ограничения
Он здесь недавно: депутат объяснил, почему Кариньш ополчился на банки и транзит
Миллионы евро! Ушаков рассказал, куда идут самые большие выплаты за простой в Латвии
Работа посменно и только жизненно важные услуги: в Латвии обсуждают новые ограничения
Чрезвычайный и полномочный посол США в РФ Джон Джозеф Салливан

Нашел выход из положения. Посол США покинет Россию, но другим путем

0
(обновлено 17:19 21.04.2021)
Посол-таки пошел - правда, другим путем. Вовсе и не потому, что российский МИД это ему настоятельно порекомендовал - просто ему так-то и самому в Америку очень нужно

С американским послом в России Джоном Салливаном 20 апреля приключилась любопытно-детективная история, отмечает автор радио Sputnik Михаил Шейнкман. Все подробности этой истории, возможно, станут известны только из мемуаров дипломата.

С утра портал Axios со ссылкой на источники в Госдепе сообщил, что посол не последует рекомендациям Сергея Лаврова и не отправится "в свою столицу, чтобы провести там подробные, серьезные консультации". Ему, дескать, и так все понятно. А если, мол, кому-то очень хочется, чтобы он бросил все и покинул свое рабочее место, оставив русских без присмотра, "его придется заставить".

Экс-глава дипмиссии Майкл Макфол (который, похоже, не только однофамилец мальчиша-плохиша из "Гарри Поттера", но и его прототип) успел даже восхититься мужеством коллеги. Еще бы – в такой сложный геополитический момент назло врагу остался в его логове, не страшась расправы над собой. Того же гляди – схватят и к стенке.

Но через час тот же Axios со ссылкой на тот же Госдеп объявил, что посол-таки пошел. Правда, другим путем. А совсем не потому, что принимающая сторона это ему настоятельно посоветовала. Просто ему так-то и самому в Америку нужно.

Во-первых, у него там семья, с которой он давно не виделся. Во-вторых, в Белом доме новая администрация, с которой он не виделся вообще никогда. Надо бы хоть познакомиться. Его же к нам еще Трамп засылал. Иначе говоря, нашли они ему, как им кажется, такой выход из положения, чтобы никому даже в голову не пришло, будто это Россия вынудила их играть по ее правилам.

Но все с ним понятно. И, прежде всего, почему не хотел уезжать. Потому что уже успел заметить, что консультироваться там особо не с кем. К тому же лучше быть первым Салливаном в Москве, чем вторым в Вашингтоне.

Почему же тогда он все равно собирает чемоданы, тоже понятно. Видимо, кто-то позвонил и сказал ему что-то очень мотивирующее. Изъясняясь языком портала Axios, "заставил". Вопрос - кто? И не стоит спешить с ответом. У Сергея Лаврова номер Джона Салливана тоже имеется.

Впрочем, наверное, не было никакого резона интересоваться у посла Соединенных Штатов: "гости, вам хозяева еще не надоели?". Ответ же очевиден. Правда, сделать так, чтобы вопросы здесь задавали не мы, они не могут.

Как бы то ни было, он улетит, но обязательно вернется, говорят теперь о нем в Вашингтоне, как об одном известном в меру упитанном мужчине с пропеллером. Правильно, ему ведь у нас тоже медом намазано. Опять же и эпидемическая обстановка у нас поспокойней.

В этом смысле, кстати, ему бы пригодилась еще одна рекомендация российского МИД. Но в свое время он и ею не воспользовался и не вакцинировался "Спутником V". Поэтому ему теперь главное за эти, как он рассчитывает, несколько недель никакой американской заразы не подцепить. Хотя, судя по тому, что без посещения Госдепа и Белого дома не обойдется, это у него вряд ли получится.

0
Теги:
МИД РФ, посол, США, Россия