Вывеска Латвийская железная дорога

LDz выплатит штраф из денег налогоплательщиков и попросит у государства еще

7061
(обновлено 08:56 22.02.2021)
Контролируемая Рудольфом Мерони компания Baltijas Ekspresis выиграла дело против Латвийской железной дороги; LDz оспорила штраф в суде

РИГА, 22 фев — Sputnik. Латвийская железная дорога обжаловала штраф в 5,7 миллиона евро, наложенный на ее дочернюю структуру - LDz Cargo – Советом по конкуренции, констатировавшим, что компания недобросовестно использовала доминирующее положение на рынке грузовых перевозок и создавала помехи конкурентам, сообщает программа TV3 Nekā Personīga. Руководство LDz считает упреки необоснованными и отмечает, что штраф придется оплатить всем налогоплательщикам, если он не будет отменен.

В истории Совета по конкуренции есть случаи, когда размер назначенного штрафа был сокращен даже вполовину, но на этот раз Совет непреклонен – там считают, что сокращения наказания даже на половину, но на этот раз такое предложение не прозвучало.

Надзиратели по конкуренции утверждают, что, если к делу подключится Еврокомиссия, наказание может быть еще более строгим.
Концерн Latvijas dzelzceļš поддерживает государственную инфраструктуру и одновременно является игроком на рынке коммерческих перевозок. Грузы по железной дороге ведут только четыре предприятия. Всего в этом секторе четыре компании, и доля LDz Cargo составляет около 80%.

LDz Cargo единственная железнодорожная компания, которая может перевозить грузы на небольшом участке от границ России и Беларуси до железнодорожных узлов в Даугавпилсе и Резекне. Если клиенты хотят отправить или получить груз через Латвию, то неизбежный партнер по сотрудничеству в приграничье - LDz Cargo, которая свободно может устанавливать провозную плату. Таким образом, предприятие может повлиять на бизнес всех перевозчиков, говорится в передаче.

Три года назад жалоба на возможное злонамеренное использование доминирующего положения LDz Cargo как в Совет по конкуренции, так и в Еврокомиссию подал частный перевозчик Baltijas Ekspresis. Председатель правления компании Марис Бремзе пояснял, как именно LDz Cargo оказывала влияние: клиентам все равно приходилось пользоваться услугами "дочки" госкомпании о перевозке груза от границы до Даугавпилса, а дальше, ему говорили: если вы повезете с нами от границы до самого Вентспилса, мы дадим вам более низкий тариф, а если повезете от Даугавпилса до Вентспилса с Baltijas Ekspresis, мы выставим вам большой тариф, такой, что ехать с Baltijas Ekspresis будет бессмысленно.

Совет по конкуренции после двухлетнего рассмотрения жалобы признал, что LDz Cargo затрудняет деятельность конкурентов в приграничье с Россией и Беларусью. Кроме того, на всей территории Латвии необоснованно начислялась плата за простой порожняка, принадлежащего частникам, на путях общего пользования. За эти два нарушения и был наложен штраф.

Председатель Совета по конкуренции Юрис Гайкис отметил, что это решение связано не только с искажением рынка конкуренции в Латвии, но и вообще с либерализацией рынка в ЕС.

Latvijas Dzelzceļš с решением Совета по конкуренции не согласен и считает штраф несоразмерно большим. В LDz заявляют, что в любой частный перевозчик имеет неограниченное право на обеспечение международных грузовых перевозок. Руководитель Латвийской железной дороги Марис Клейнбергс в декабре прошлого года проводил переговоры с Советом по конкуренции о возможном смягчении наказания, но безуспешно.

Он отметил, что проблема еще и в том, что Латвийская железная дорога и так переживает не лучшие времена, и в прошлом году предприятие получило 76 миллионов евро на поддержание финансовой устойчивости из госбюджета. Теперь, если штраф не отменят, компании придется его выплатить фактически из денег налогоплательщиков и потом просить у государства новой поддержки.

Хотя у компании есть еще возможность добиться если не отмены решения, то хотя бы снижения штрафа на 10%, если она признает вину и будут найдены какие-то смягчающие обстоятельства. До вынесения решения Советом по конкуренции она могла бы рассчитывать на снижение размера штрафа на 20% - но переговоры Совета и LDz ни к чему не привели.

7061
Теги:
Совет по конкуренции, Латвийская железная дорога (LDz)
По теме
Латвийская железная дорога избавляется от вагонов: аукцион на миллионы евро
Грузы российские, система советская: министр о проблемах латвийского транзита
"Новое Единство" предостерегает НКП? Финансирование Latvijas dzelzceļš под угрозой
Прибыль Латвийской железной дороги составила ноль евро
Пустой кошелек

Официальные 74 тысячи - не все, кто остался без дохода: всё о латвийской безработице

221
(обновлено 10:17 03.03.2021)
В комиссии Сейма по общественным расходам и ревизиям обсуждали проблему безработицы. Как и следовало ожидать, второй год ковид-пандемии продолжает влиять на проблему не в лучшую сторону

РИГА, 3 мар — Sputnik, Дмитрий Олейников. По данным министерства благосостояния, на конец февраля в стране насчитывалось 74 135 безработных, что составляет 8,2% от экономически активного населения страны. По сравнению с началом марта прошлого года, число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 27,3%, или на 15 888 человек.

В течение года года кто-то становился на учет, кто-то терял статус безработного. В общей сложности статус безработного за этот период получили 103 219 человек, тогда как потеряли его – 91 536 безработных, из которых на работу устроились 62 492 человека. В различных обучающих программах принимали участие 17 603 человека, или 17% от всех, кто получил статус безработного.

Наименьший уровень безработицы зафиксирован в Риге. По данным на 22 февраля, в столице было 11 408 вакантных рабочих мест, тогда как число безработных составляло 30 295 человек. В столице насчитывалось 55 558 работодателей. 489 тысяч человек из 611 586 экономически активных жителей были трудоустроены. На втором месте по уровню безработицы – самоуправления Рижского региона, где средний уровень безработицы был равен 6,1%. Далее приблизительно с равными показателями следуют Земгале (8% безработицы), Видземе (8,2%) и Курземе (8,9%). В гораздо более худшем состоянии находится Латгалия, где уровень безработицы – 16,4%: на 800 свободных рабочих мест там претендуют 18 914 человек. В регионе зарегистрировано 107 200 работодателей, а общее число работоспособных людей составляет 156 270.

Сравнивая с другими странами Балтии, Латвия по числу безработных немного опережает Эстонию (там, по данным на 21 февраля, безработными являлись 57 237 человек, или 8,2% от экономически активного населения). На первом месте в странах Балтии находится Литва – там работы не имеют 16,2% экономически активного населения, или 278 918 человек).

Портрет латвийского безработного: на 46,6% увеличилось количество людей, которые не могут найти работу в течение длительного времени – сейчас таковых насчитывается 17 988 человек, или 24,8% от общего количества безработных. На 43,6% за год, до 5144 человек, увеличилось количество безработных в возрасте от 15 до 24 лет. Сейчас их удельный вес от общего числа безработных составляет 7,1%. Самая большая группа безработных – 39% от общего числа – составляют люди старше 50 лет, их 28 342 человека.

При этом 20,8% безработных – люди с высшим образованием, 35,3% - с профессиональным образованием, 26,1% - со всеобщим средним образованием, 15,8% - с начальным.

Топ профессий, представители которых возглавляют списки безработных, выглядит следующим образом: подсобный рабочий – 3805 человек, продавец магазина – 2358, уборщик – 2005, продавец-консультант – 1844, повар – 1361, автоводитель – 932.

Не могут найти работу в течение 3 лет и более 7,5% безработных. У 17,3% на поиск работы уходит от 1 до 3 лет, 25% находят новую работу в течение 6–12 месяцев, а 50,2% безработных находят новое место менее чем за полгода. Средний срок, в течение которого люди устраиваются на новую работу, составлял в 2020 году 4,4 месяца, ровно на месяц меньше, чем в 2019-м. Дольше других работу ищут безработные с высшим образованием – в среднем 4,9 месяца (5,9 месяцев в 2019 году), а относительно быстрее других работу находят люди с начальным образованием – 4 месяца (5 месяцев в 2019 году).

Представители Государственного агентства занятости приводят статистику: наибольшие проблемы с поиском работы испытывают люди в возрасте, которые уже давно не проходили никаких обучающих курсов и программ, чье образование своего рода "устаревшее". Второе серьезное препятствие на пути к рабочему месту – отсутствие владения языками в должной степени.

Агентство занятости сообщает, что и в 2021 году планирует продолжать программы переквалификации безработных. Продолжится практика компенсации им расходов, связанных с получением нового образования, так, обсуждается возможность увеличения пособия на компенсацию расходов на учебу до 150 евро.

Согласно прогнозам, сказанным представителями министерства благосостояния, в 2021 году уровень безработицы в Латвии будет находиться в пределах 8-9%. К лету возможно снижение среднего уровня безработицы до 7,8-7,9%, поскольку традиционно начинаются активные сезонные работы – как в сельском хозяйстве, так и в строительстве. К зиме безработица вновь вырастет до показателей начала года. В министерстве, правда, заранее отметили, что вероятность прогноза может варьироваться в значительных пределах – точность зависит от многих пока неизвестных переменных: насколько продлится режим чрезвычайной ситуации с введенными ограничениями, когда отраслям удастся вернуться к нормальной работе, как быстро будет продвигаться вакцинация и так далее.

В 2020 году, по сравнению с 2019-м, значительно выросла нагрузка на бюджет. В среднем пособие по безработице ежемесячно получали 42,6 тысячи человек (годом ранее – 32,5 тысячи). Средний размер пособия по безработице составлял 341 евро в месяц, средний стаж работника, оказавшегося без работы, – 15 лет. Средняя продолжительность периода получения пособия по безработице в 2020 году составляла 4,3 месяца, незначительно уменьшившись по сравнению с 2019 годом. Общие расходы бюджета на выплату пособий в 2020 году составили 155,2 миллиона евро (годом ранее – 131,9 миллиона евро).

В прошлом году, уже в первую волну COVID-19, правительство ввело дополнительное пособие безработным. Оно было рассчитано на людей, срок выплат для которых закончился, однако найти работу они не успели. Для помощи в течение четырех месяцев им выплачивалось по 180 евро ежемесячно. Это пособие в прошлом году (с мая по декабрь) выплачивалось 13 054 безработным, а общая сумма выплат составила 5,1 миллиона евро. Говоря о планах на этот год, в правительстве начинают обсуждать вероятность увеличения этого пособия до 250 евро, также, возможно, будет увеличен срок выплат, поскольку экономическая ситуация не улучшается, а значит, шансов найти работу у безработных меньше.

Говоря о стремительном приросте числа безработных, надо понимать, что 74 000 человек – далеко не все, кто остался дома без дохода. К этому числу следует добавить несколько сотен тысяч людей, которые не могут выйти на работу из-за наложенных ограничений в период чрезвычайной ситуации. Кто-то из них получает пособия, но их суммы (и доступность) оставляют желать лучшего. Так что, истинные показатели безработицы в стране гораздо выше упомянутых.

Кроме того, в парламенте и правительстве все настойчивее начинают говорить о необходимости более качественного обучения работников, нынешних и будущих. Так, на днях министр регионального развития Артурс Томс Плешс, говоря о перспективах цифровой трансформации народного хозяйства, заявил о планах инвестировать до 60 миллионов евро в течение ближайшие шести лет – речь идет о программах обучения цифровой грамотности. Умение использовать компьютер, интернет-технологии важно не только в профессиональной, но и в повседневной жизни.

В свою очередь, в ходе дебатов на заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке опрошенные эксперты пришли к заключению, что система образования взрослых людей нуждается в срочной перестройке. Эксперты отмечают слишком большой удельный вес на рынке труда низкокачественной рабочей силы и полагают, что уже до 2025 года в стране придется переквалифицировать 450 000 работников, поскольку рынок труда в мире стремительно меняется. На данный момент, согласно планам Государственного агентства развития образования, до 2023 года планируется обучить примерно 55 000 человек, на что уйдет более 47 миллионов евро. Однако такой темп переквалификации работников является, по мнению экспертов, слишком медленным.

221
Теги:
работа, Латвия
По теме
Даешь пособия: латвийцы хотят расширения антикризисной поддержки
Латвия еще не прошла пик кризиса: экс-министр призвал подумать о тех, кто лишился доходов
Эксперт обозначил сроки восстановления туризма в Латвии и в Европе
Кризис еще впереди: Зайцева раскритиковала Минэкономики Латвии
Электрическая подстанция

Латвия и Литва в этом году останутся главными покупателями электроэнергии из РФ

188
(обновлено 10:44 03.03.2021)
Из-за суровых морозов поставки российской электроэнергии в страны ЕС в начале года оказались рекордными

РИГА, 2 мар — Sputnik. Поставки российской электроэнергии в ЕС в этом году существенно выросли из-за морозной погоды, средний объем месячной поставки в страны Прибалтики из европейской части РФ и с Урала составили 418 миллионов киловатт-часов, в 2019 году этот показатель был на уровне 303 миллионов киловатт-часов, пишет газета "Коммерсантъ".

"Интер РАО" (оператор экспорта-импорта электроэнергии из РФ) в 2021 году ожидает рост экспорта электроэнергии за рубеж, по сравнению с 2020 годом, когда на результаты деятельности компании повлияло сокращение спроса из-за теплой зимы и ограничений из-за пандемии коронавируса, а также рост выработки ВИЭ и ГЭС и последовавшее снижение цен на бирже Nord Pool (Северная Европа).

В 2020 году поставки "Интер РАО" за рубеж оказались самыми низкими за последние годы, снизившись на 39,5%, до 11,7 миллиарда киловатт-часов. Крупнейшим покупателем стала Литва (27% от общего объема поставок), Китай — 26%, Финляндия — 22%, Казахстан — 11%. Выручка от экспорта упала примерно на треть — до 52,5 миллиарда рублей.

В 2021 году компания рассчитывает поставить за рубеж 15 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, что на 28% больше показателя 2020 года. Основными покупателями в этом году, рассчитывает компания, станут Латвия и Литва, на которые придется 33% поставок. Еще 27% объема может уйти в Финляндию, 21% в Китай, 8% в Казахстан, 6% в Грузию, еще 5% — в другие страны.

Росту экспорта электроэнергии будут способствовать принятие климатической стратегии в РФ и введение зеленых сертификатов для снижения углеродного следа поставок, открытие поставок через Латвию, возобновление экспорта на Украину и другие, сообщила врио руководителя блока трейдинга "Интер РАО" Александра Панина.

188
Теги:
электроэнергия, Россия
По теме
Литва поняла: энергия в РФ и Латвии ей неподвластна
Юшков: Литва не замерзнет, если не разберет ЛЭП из России
Украина отрывает свою энергосистему от России: перспективы - огромные
Будет как в Техасе: Латвии предрекли энергетический коллапс

Коротченко: у президента России личная "химия" с Алиевым

0
(обновлено 11:55 03.03.2021)
Будущее Нагорного Карабаха, взаимоотношения России с Арменией, Азербайджаном и Турцией: в студии Sputnik - военный эксперт Игорь Коротченко

Военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко дал оценку темпам модернизации армии Азербайджана, назвал преимущества российского и турецкого вооружений, а также затронул риски возникновения нового конфликта в Нагорном Карабахе. Подробности - на видео Sputnik.

0
Теги:
безопасность, Азербайджан, Турция, видео, вооружения, Игорь Коротченко, Россия, Армения