Международная выставка автоиндустрии Auto 2019

Топливо и продукты в Латвии подорожают

1012
(обновлено 19:07 09.03.2021)
Инфляция – побочный эффект пандемии, а снятие ограничений только подтолкнет рост потребительских цен

РИГА, 9 мар — Sputnik. Эксперты единодушны: цены в Латвии будут расти. Предприятия используют любую возможность, чтобы компенсировать недополученные доходы, да и новые требования к ведению бизнеса требуют вложений. Инфляция заметна уже сейчас, если рассматривать услуги, доступ к которым ограничен, пишет Neatkarīgā.

По данным ЦСУ, в феврале 2021 года по сравнению с февралем 2020 года потребительские цены сократились на 0,2%, но если сравнивать с январем 2021 года, они выросли на 0,4%. Самый большой рост наблюдался в сфере товаров и услуг, связанных с транспортом.

Цены на топливо растут

За четыре месяца с начала чрезвычайной ситуации в ноябре 2020 года по февраль 2021 года топливо подорожало на 6-16 процентов. Рост цен не остановил даже режим "домоседства". В целом цены на топливо выросли на 5,1%: дизель подорожал на 5,7%, бензин на 4,4%, автогаз на 3,8%.

Экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис подчеркивает, что цены на нефть продолжают расти и в этом году уже достигали отметки в 70 долларов за баррель.

"Мир удивила позиция ОПЕК: цена прежде всего, потом объем. Соответственно, берут пока могут и если могут. Поэтому ОПЕК компенсирует убытки, которые накопились в 2020 году, когда средняя цена Brent была 43 доллара", - объяснил Гашпуйтис.

В апреле и мае прошлого года, во время первой волны коронавируса, цена на дизель упала ниже отметки в один евро за литр. В мае средняя цена составляла 0,93 евро за литр, такой низкой она была в последний раз в 2016 году.

Средняя цена бензина 95-й марки в мае прошлого года составляла один евро за литр, но в отдельные дни и это топливо можно было купить дешевле. Небольшой рост цен начался летом, а в ноябре топливо ненадолго подешевело. Но потом оно каждый год становилось дороже, и экономисты уверены, что рост не остановится.

Инфляция как побочный эффект пандемии

Как объяснил Гашпуйтис, в мире растут инфляционные ожидания, которые связаны с прогнозами нормализации ситуации и масштабными мерами экономического стимулирования.

"Опасения инфляции могут подстегнуть расходы и стимулировать инфляцию. Предприятия будут использовать любые возможности, чтобы компенсировать недополученные расходы и затраты на новые условия (ведения бизнеса). Это мы видим уже сейчас, когда растут цены на ограниченно доступные услуги. То, насколько синхронно будет открываться мир и Латвия, определит скорость роста цен", - отметил экономист.

По его словам, если ограничения будут сниматься быстрее, сократится риск роста цен, потому что спрос на товары и услуги не будет накапливаться. Однако желание бизнеса компенсировать убытки может быть больше, чем при восстановлении после прежних кризисов, потому что нынешний очень необычен.

Гашпуйтис считает, что в будущем подорожают и продукты питания. В феврале цены на них в Латвии выросли на 0,7%. По сведениям министерства экономики, цены на продукты питания в мире растут уже девятый месяц подряд.

Экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш также ожидает дальнейший рост цен.

"В ближайшие месяцы инфляция в Латвии ускорится, в основном из-за внешних факторов. С весны 2020 года цены на продукты питания в мире выросли примерно на 20%, на нефть на 40% на отдельные виды металла на более чем 50%. Одновременно изменение структуры потребления с услуг на товары, а также перебои в производстве весной прошлого года создали ценовое давление на мировую транспортную и производственную систему. Уже в ближайшие месяцы мы увидим его и в Латвии. По моим прогнозам, потребительская инфляция в Латвии в этом году может быть в пределах 1,5-2%", - заявил Аболиньш.

Экономист Swedbank Лаура Орлеане допускает, что рост потребительских цен в 2021 году может достичь 1,5%. В этом месяце работу возобновили парикмахеры и мастера маникюра, что, по ее мнению, также подтолкнет средний уровень цен вверх. Еще один фактор – повышение акциза на алкоголь и сигареты с 1 марта, которое также простимулирует инфляцию в этих категориях товаров.

1012
По теме
Настоящий кризис еще впереди: в чем своеобразие структуры экономики Латвии
Надежда на вакцинацию и деньги ЕС: как Латвия собирается выходить из "коронакризиса"
Цены на топливо в странах Балтии выросли, но самый дорогой бензин не в Риге
Годовая инфляция в Латвии выше среднего показателя по ЕС
Электрическая подстанция

Во всем виновата Латвия: методика торговли энергией обойдется литовцам в 100 млн евро

113
(обновлено 12:36 11.05.2021)
Участники энергорынка Литвы и Эстонии, по утверждению Минэнерго Литвы, несут убытки из-за применяемой Латвией методики торговли электроэнергией с третьими странами, они обратились в европейские органы с жалобами

РИГА, 11 мая — Sputnik. Применяемая Латвией и Эстонией методика торговли электроэнергией с третьими странами увеличит годовые расходы потребителей Литвы на электроэнергию почти на 100 миллионов евро, заявил замминистра энергетики Альбинас Зананавичюс.

Ранее глава Минэнерго Литвы Дайнюс Крейвис провел дистанционную встречу с главой Директората по энергетике Еврокомиссии Дитте Юул Йоргенсен, в ходе которой заявил, что методика торговли, которую применяют Латвия и Эстония, искусственно повышает цены на электроэнергию в Литве.

Он пояснил, что это связано с разницей между фактической и заявленной мощностью литовско-латвийских ЛЭП. Согласно вышеупомянутым правилам, при декларировании больших объемов импорта из РФ в Латвию необходимо зарезервировать мощность литовско-латвийских электрических соединений. Однако фактически литовско-латвийское соединение при импорте из РФ в Латвию не используется.

Замминистра энергетики Альбинас Зананавичюс указал, что совокупные расходы литовских потребителей на электроэнергию за год могут вырасти на 100 миллионов евро.

"Методология торговли электроэнергией с третьими странами, которую в одностороннем порядке применяют Латвия и Эстония, может обойтись литовским потребителям в дополнительные 100 миллионов евро в год", – отметил он в пресс-релизе министерства.

По утверждению министерства, из-за разницы в цене, которая образуется в результате одностороннего применения в торговой зоне Латвии методики торговли электроэнергией с третьими странами, в соответствующие европейские органы надзора уже обратились и участники энергетического рынка Литвы и Эстонии, которые несут убытки.

Оператор литовской системы передачи электроэнергии Litgrid попросил оператора рынка - биржу Nord Pool - начать расследование, сообщается на сайте Litgrid.

Кроме того, Litgrid обратился к латвийскому оператору AST по поводу нарушений в установлении пропускной способности для импорта электроэнергии из России.

Гендиректор Litgrid Рокас Масюлис сообщил, что поскольку Литва не торгует белорусской электроэнергией после запуска БелАЭС, коммерческий импорт из РФ в Балтию осуществляется через Латвию, однако реально эта торговля осуществлялась в основном за счет физических потоков из Беларуси в Литву.

Данные мониторинга потоков электроэнергии свидетельствуют о том, что часть импортируемой Латвией "российской" электроэнергии на самом деле производится в Беларуси, утверждает Litgrid.

"Ситуацию еще больше осложняет то, что официально коммерчески электроэнергия поступает из Латвии в Литву, таким образом, без нужды резервируются мощности линий, соединяющих страны, хотя физически электроэнергия просто попадает напрямую из Беларуси в Литву. По причине этой искусственной резервации сокращаются возможности импорта электроэнергии Литвой из Финляндии и Эстонии, поэтому цена на нее в Литве, по сравнению с Латвией и Эстонией, выше", – заявил Масюлис.

Изначально страны Балтии договорились о методике торговли электроэнергией стран Балтии с третьими странами – ее должны были начать использовать после запуска БелАЭС. Базовым принципом методики является требование к России, имеющей межсетевое соединение с Беларусью, предоставлять подтверждение того, что электроэнергия, поставляемая ею в Прибалтику, не производится белорусской стороной.

Латвия и Эстония ее утвердили, а Литва нет. Государственный совет по регулированию энергетики Литвы предлагает установить в методике, что коммерческие мощности Латвии и России выдаются для торговой сессии на следующие сутки при оценке фактических физических потоков на этой перемычке. Кроме того, должна быть внедрена эффективная система сертификатов происхождения.

Литва при посредничестве Еврокомиссии добивается новой трехсторонней методики стран Балтии по торговле электроэнергией с третьими странами.

 

113
Теги:
электроэнергия, Литва
По теме
Латвия рассказала, как торгует электроэнергией с РФ после запуска БелАЭС
С началом работы БелАЭС торговля электроэнергией Балтии с РФ выросла в 3,5 раза
Электроэнергия с БелАЭС все равно идет в Балтию: Эстония просит Литву утвердить методику
У Еврокомиссии нет подтверждений, что Прибалтика покупает электроэнергию с БелАЭС
Презентация плана строительства Центрального рижского узла новой железной дороги Rail Baltica

Компанию airBaltic не бросят: Линкайтс пообещал транспортному сектору помощь

219
(обновлено 15:17 10.05.2021)
Пока нет оснований говорить о сокращении государственной поддержки транспортной отрасли, заявил министр сообщения Талис Линкайтс

РИГА, 10 мая — Sputnik. Транспортная отрасль Латвии продолжит получать господдержку, данные статистики указывают на то, что кризис, вызванный пандемией, в этом секторе не закончился, его влияние все еще очень велико, заявил министр сообщения Талис Линкайтс, передает tvnet.lv.

По его словам, в первом квартале этого года количество пассажиров в поездах и автобусах, по сравнению с 2019 годом, уменьшилось на 55%, а количество пассажиров, обслуженных в международном аэропорту Рига, упало более чем на 91%, поэтому преждевременно говорить об уменьшении поддержки в транспортной отрасли.

Напомним, в прошлом году самую большую помощь от государства получила национальная авиакомпания airBaltic - на сумму в 250 миллионов евро, также ей списали 37 миллионов евро долгов.

В конце апреля премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что сейчас в Латвии уже снят ряд ограничений, поэтому пришло время подумать, как долго и кому продолжать оказывать господдержку. Кариньш указал на "анекдотические случаи", что предприятия с господдержкой скорее увеличили свои доходы.

"Одно дело войти в систему, предприятия начинают привыкать к этой системе и планировать работу вокруг нее. Однако надо думать о том, как выйти из поддержки – постепенно или моментально. Государство не сможет неограниченно субсидировать нашу предпринимательскую деятельность", – сказал Кариньш.

Неделей позже Минэкономики подготовило поправки к правилам о поддержке затронутых кризисом предприятий, согласно которым с мая 2021 года государственная поддержка по обеспечению потока оборотных средств свыше 50 отраслей может прекратиться. Транспортного сектора среди них как такового нет.

219
Теги:
коронавирус, Талис Линкайтс, Латвия
По теме
Споры вместо хаба: почему рижский аэропорт утерял лидерство в транзитных перевозках
Солонников: балтийские автоперевозчики не дождутся понимания в ЕС - лишних денег нет
"Границы - не беда, нам возить нечего": коронавирус добивает автоперевозчиков Латвии
От 100 миллионов до семи миллиардов евро: как страны Европы поддержали свои авиакомпании

Стрельба в школе в Казани: как пытались спастись дети и что говорят родители

0
(обновлено 13:46 11.05.2021)
Кадры с места ЧП в Казани, где злоумышленники открыли стрельбу в школе. В результате атаки есть погибшие и раненые

В Казани неизвестные открыли стрельбу в школе № 175 на улице Джаудата Файзи, 8. Погибли восемь человек, еще 20 получили ранения. По факту стрельбы возбуждено уголовное дело, начато расследование. По предварительным данным, стрельбу устроили двое подростков. Одного из них задержали, второго ликвидировали в здании. Кадры с места происшествия - на видео.

0
Теги:
стрельба, ЧП, видео, школа, Казань