Международная выставка транспортно-логистических услуг «ТрансРоссия»

TransRussia без Рижского порта: стратегией транзита в Латвии больше никто не занимается

3267
(обновлено 13:43 12.04.2021)
Сегодня, 12 апреля, делегация латвийского транзитного бизнеса во главе с Минсообщения вновь презентует свои предложения на выставке TransRussia в московском "Крокус Экспо"

РИГА, 12 апр — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Пандемия заметно уменьшила число участников выставки: после двухлетнего перерыва делегация состоит из 11 компаний, в том числе 6 частных - это минимум вдвое меньше, чем ранее. На выставке впервые не представлен Рижский свободный порт, который до этого был основным спонсором латвийского стенда наравне с Латвийской железной дорогой.

Подготовка к форуму началась в разгар ковидных ограничений, когда еще было непонятно, как энтузиастов латвийского транзита пропустят через границу. Однако буквально за пару недель до даты открытия выставки возобновилось авиасообщение Риги с Москвой, и, пройдя необходимое тестирование на коронавирус, небольшая делегация отправилась напоминать многочисленным клиентам в России и СНГ о том, что географическое положение Латвии не изменилось и она по-прежнему обеспечивает выход к Балтике через железную дорогу колеи 1520, обработку и хранение грузов в портах и на таможенных складах, брокерские услуги (в том числе и в Великобританию, которая вышла из таможенного пространства ЕС).

"Особенностью нынешней выставки наверняка будет изменение транспортных потоков с переносом центра внимания на сухопутный маршрут по железной дороге из Китая. Если ранее он считался быстрой, но более дорогой альтернативой морскому фрахту, то сегодня ситуация в корне изменилась: 40-футовый контейнер от Шанхая до Риги морем стоит не менее 11 тысяч долларов и идет 45 дней, тогда как по железной дороге его доставка обойдется в 7 тысяч долларов, а времени уйдет втрое меньше - 14 дней", - сообщил менеджер проектов A&A Logistic Дмитрий Трунов.

Причина резкого подорожания морского фрахта – в отсутствии порожних контейнеров на китайской стороне, пояснил эксперт. Контейнеры, отправленные с товарами в Китай, не получили обратной загрузки и пылятся по другую сторону Тихого океана. Что тому причиной: спад потребления в результате магазинных локаутов или торговые войны США и Китая, сказать трудно, однако впервые с момента запуска экспресс-поездов из Китая в Европу этот маршрут стал опцией не только для дорогостоящих грузов, но и для всех остальных. Надо заметить, что в абсолютных величинах цены стандартной доставки подпрыгнули минимум вдвое, что не замедлит сказаться на ценах для потребителей.

Латвия как транзитный центр привлекательна тем, что хранение товаров на таможенных складах здесь обходится в 2-3 раза дешевле, чем в Московском регионе, а подборку ассортимента можно заказать даже для конкретного покупателя, а не для промежуточного склада. Как страна с большой долей русскоязычного населения, Латвия также успешно работает как дистрибьюторский центр для товаров, произведенных в России и СНГ, обеспечивая растаможку для европейского рынка с 500 миллионами потребителей и развоз заказанных партий "от двери до двери" и по круговым маршрутам, что заметно снижает себестоимость услуги для заказчика. Прогнозируется, что специализированные фирмы с 1 июля возьмут на себя часть посылочного бизнеса и обеспечения интернет-торговли: согласно регуле ЕС, с этого времени все отправления из третьих стран в ЕС будут облагаться таможенными налогами и пошлинами.

Транзит до сих пор обеспечивал Латвии от 10 до 20% ВВП и базировался на умениях и профессионализме тысяч транспортников. И несмотря на то, что поездку на TransRussia 2021 инициировало Минсообщения, недавнее заявление премьер-министра Кришьяниса Кариньша: "Транзит нам не нужен" в очередной раз показало специалистам: стратегией в развитии транзитного бизнеса больше никто не занимается. Поэтому и Рижский свободный порт вместо процветающей организации стал ареной склок, теряя оборот и привлекательность. Его гордость – автоматизированный комплекс перевалки минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal, где на обработку одного железнодорожного вагона уходит 1,5 минуты, - скоро покинет Рижскую гавань и перебазируется в Россию.

3267
Теги:
выставка TransRussia, грузоперевозки, транзит, Россия
По теме
"Не говорите глупостей": экс-министр напомнил правительству о важности транзита
Транзит через РФ стоит денег: почему терминал в Вентспилсе неинтересен Казахстану
Угля из РФ уже никогда не будет: Линкайтс рассказал, за какие грузы теперь борется Латвия
Что будет с транзитом грузов через Латвию, станет ясно через полгода
Здание Сейма Латвии

Чиновникам зарплаты по 3 тысячи евро, бизнесу - новые налоги: Сейм одобрил законопроекты

1334
(обновлено 23:09 07.05.2021)
Зарплаты членам Совета по общественным электронным СМИ и Национального совета по электронным СМИ поднимут до 3000 евро, а вот латвийский малый бизнес ждет рост налоговых платежей

РИГА, 7 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Возможно случайно, но законопроекты на последнем пленарном заседании Сейма скомпоновались в характерную картину: защита интересов чиновников на фоне предстоящего повышения налогов для предпринимателей.

3000 евро - членам Совета по СМИ

Сейм Латвии поддержал в первом чтении поправки к закону "О вознаграждении должностных лиц и работников государственных и муниципальных организаций". Проект решения предусматривает значительное увеличение зарплат членам Совета по общественным электронным СМИ и Национального совета по электронным СМИ. Напомним, что еще год назад надзор за содержание ТВ и радиопередач в стране осуществлялось силами одного Национального совета. В прошлом году, на фоне решения о слиянии общественных СМИ в единую структуру, специально для контроля за этой организацией было принято решение о создании целой надзорной инстанции – Совета по общественным электронным СМИ. А Национальному совету оставили контроль за работой частных электронных средств массовой информации.

Зарплаты членов Совета по общественным СМИ повышаются до 3000 евро на руки, а председатель совета будет получать до 3200 евро "чистыми". Согласно нынешней редакции закона, зарплата членов совета установлена до 2368 евро, до уплаты налогов, то есть 1600 евро на руки.

До такого же размера будут подняты вознаграждения членам совета и председателю Национального совета по электронным СМИ. Сейчас "рядовой" член Национального совета получает 2256 евро до уплаты налогов, или 1600 евро на руки, а председатель совета – 2715 евро (1900 евро "чистыми").

Основным аргументом в пользу повышения зарплат было то, что "профессионалы не хотят работать" за малые деньги. Впрочем, этот довод на дебатах оспорил депутат от "Согласия" Борис Цилевич: "Те причины, почему профессионалы не хотят подавать заявки на работу в Совете по общественным СМИ, на мой взгляд, совсем иные, нежели зарплаты… Хотелось бы напомнить вам судьбу членов Национального совета по СМИ. Мы порой единогласно выбираем этих людей в совет, а через несколько месяцев на них начинаются нападки, критика, давление, или мы их просто увольняем, или же они уходят как будто бы добровольно. Вы думаете, профессионалы этого не видят? Вы думаете, что профессионалы не видят, что у совета нет реальной независимости, что политическое давление продолжается и от этих людей коалиция ожидает лишь послушания желаниям коалиции? Вот что, на мой взгляд, является главной причиной".

Звучали и другие аргументы, в частности о том, что в период кризиса, когда большинство жителей страны остались без средств к существованию, поднимать зарплаты госчиновникам такими темпами, мягко говоря, аморально.

Позиция коалиционного большинства перевесила. Депутат Артусс Кайминьш, руководитель комиссии Сейма по правам человека и общественным делам (инициатор поправок) авторитетно заявил: "Совет по общественным СМИ будет ответственен за 40 миллионов евро, выделяемых на финансирование общественных СМИ, которые поступают из госбюджета. За это будут ответственны три члена совета. На этих должностях нужны специалисты высокого ранга".

Малому бизнесу – повышение налогов

Несколько законопроектов, которые начал рассматривать парламент во втором чтении, касаются введения системы упрощенной уплаты налогов для микропредприятий и самозанятых лиц. Теоретически идея хорошая: в банке открывается счет, на который зачисляются все доходы, полученные человеком от ведения хозяйственной деятельности. Банк совместно со Службой госдоходов автоматически удерживают из поступлений сумму необходимых налогов. Предприниматель освобождается от ведения бухгалтерии. В соседней Эстонии упрощенный способ уплаты налогов используют около 3000 предпринимателей.

В ноябре прошлого года этот проект предлагал оппозиционный депутат Вячеслав Домбровский – тогда его идею забраковало министерство финансов, заявив, что на реализацию этого проекта и на его согласование понадобится не менее двух лет. Судя по всему, потребовалось гораздо меньше времени – спустя четыре месяца эти поправки поданы уже как "авторская идея" Минфина.

При этом все предложения оппозиционных депутатов были отвергнуты в ходе рассмотрения законопроекта. В числе отвергнутых оказалось и предложение Домбровского воспользоваться опытом Франции – там малые предприниматели делятся на три основные категории – поставщики товаров, поставщики услуг, работники, оказывающие профессиональные консультации – в зависимости от принадлежности к той или иной группе индивидуально устанавливаются и процентные ставки налога, и годовой максимум, до которого применяется льготная система. Это позволяет государству более гибко реагировать на специфику каждого бизнеса. Но коалиционное большинство идею не поддержало.

Депутат Сейма Любовь Швецова вообще выразила сомнение в том, что прогрессивная система уплаты налога по упрощенной схеме даст ожидаемые позитивные результаты. Дело не в том, что система неэффективна, а в том, что она вступает в силу с 1 июля этого года, то есть с того же дня, как начинают действовать поправки, проведенные министерством финансов к другим законам, в частности, речь идет о введении обязательных социальных платежей для самозанятых лиц. Так что в сумме плюсы от упрощения налоговой системы могут быть перекрыты минусами от введения новых налогов на малый бизнес.

Основные дебаты в парламенте по введению упрощенной системы налоговых сборов были посвящены настойчивым требованиям оппозиционных депутатов отменить ожидающееся повышение налогов с 1 июля, которое ударит в первую очередь по малому бизнесу. Эдгарс Таварс, депутат Союза зеленых и крестьян, заявил: "Нам надо понимать, что, принуждая малых предпринимателей работать слугами в крупных компаниях за зарплату в полном налоговом режиме, а не малыми хозяевами собственного бизнеса, мы столкнемся с тем, что не все они будут к этому готовы, согласны с этим. Многие выберут другой способ: покинут эту страну".

С 1 июля изменения налоговой системы коснется, по предварительным оценкам, около 200 000 индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса. И не исключено, что многие из них предпочтут если и не уехать из страны, то как минимум "уйти в тень". Поскольку далеко не все будут готовы платить обязательные социальные взносы даже при полном отсутствии оборота.

1334
Теги:
Сейм, Латвия
По теме
Получил 100 евро – государству отдай 170: новая модель соцвзносов обернется хаосом
Россия запретила въезд главам NEPLP и Центра госязыка: МИД Латвии шокирован и негодует
Глава компании Kolumbija Ltd Игорь Крупник

Прощайте, шпроты! В Балтийском море ловить нечего

15865
(обновлено 23:02 06.05.2021)
Бывший владелец Лиепайского рыбоконсервного завода рассказал, почему закрылось его предприятие, а также подал премьеру Кариньшу умную идею, раз уж производство шпрот тот считает неумным

РИГА, 6 мая — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Квоты на вылов кильки в Балтийском море после вступления в ЕС уменьшились втрое, и в течение нескольких лет их у Латвии заберут совсем – скорее всего, в пользу Дании, использующей сырье, из которого делают эксклюзив (шпроты), для производства ширпотреба (рыбной муки). Таков прогноз российского предпринимателя и инженера Игоря Крупника.

Семнадцать лет он развивал Лиепайский рыбоконсервный завод, пережил "бензопиреновые", финансовые и экономические кризисы, но пал жертвой "банковской чистки" и неуемной жадности администраторов неплатежеспособности, 1 сентября 2020 года закрыв производство.

В программе "Подоплека" на радио Baltkom Крупник раскрыл подробности разграбления созданных им в Лиепае заводов. Под флагом "борьбы с отмыванием денег" работающие предприятия методично уничтожались администраторами неплатежеспособности, которых предприниматель сравнил с червями, грызущими экономику Латвии изнутри.

Алчные администраторы

На беду, у Крупника были кредиты на развитие в Trasta komercbanka. Вслед за отъемом лицензии по подозрению в "отмывании денег" (до сих пор не доказанному судом) в финансовое учреждение пришли администраторы, которые начали "рвать" клиентов на части. По 500 тысячам евро, полученным по программе еврофондов, Крупника записали в кредиторы банка и поставили в очередь других необеспеченных кредиторов. А 1,1 млн евро от того же предприятия, которому принадлежали 500 тысяч, потребовали вернуть.

Подчеркнем: речь шла не об офшоре, а о крупном латвийском производстве Kolumbija Ltd с 450 работниками, но для этого случая организаторы "финансового ремонта" исключений не предусмотрели.

"Никакого зачета никто производить не собирался, - говорит Крупник. – Я счел, что бороться бесполезно, но вступились мэр Лиепаи Улдис Сескс и министр земледелия Янис Дуклавс. Они обратились в банк Citadele c просьбой рассмотреть вопрос о перенятии финансирования моих производств, и кредитный комитет вынес положительное решение. Однако, когда я предъявил официальные бумаги администратору Марису Спрудсу, он мне задал встречный вопрос: "А что я буду с этого иметь?" Цифр своего интереса не обрисовывал, обвинить его в вымогательстве вроде нет оснований, но сделка перекредитования была сорвана".

По разным эпизодам "финансового ремонта" Trasta komercbanka Марис Спрудс и его коллега Илмарс Крумс являются подсудимыми в уголовном процессе. После их ареста в банке появился новый назначенец: Армандс Раса. В январе нынешнего года он объявил, что нашел покупателя на имущество Лиепайского рыбозавода.

По ведомостям имущество стоит 10,5 миллиона евро, на аукцион оно выставлялось за 3,8 миллиона, но желающих приобрести его не нашлось. Теперь сумма сделки не разглашается, но Крупнику известно, что она минимум вполовину меньше той, что предлагал в свое время банк Citadele: 5 миллионов евро. Таким образом, от алчности администраторов пострадали кредиторы банка, которые на оплату его долгов получат меньше денег.

Три ресурса

Несмотря ни на что, до лета 2020 года Игорь Крупник бился за живучесть производства. Была закуплена рыба, костяк кадров был готов вернуться в цеха. Но на встрече с Армандсом Расой 1 августа тот сообщил, что готов дать заводу поработать месяц-два, а не год, как предлагал директор. Месяц-два для производства – это издевка, счел Крупник, и "оставил ключи под ковриком".

Но это еще не все: жадные в крупном, администраторы оказались жадными и в мелочах, нанеся производству невосполнимый организационный ущерб.

"Я оставил завод в полном порядке, готовым к работе, только кнопку нажми и запускай, - уверяет предприниматель. – Но чтобы оборудование крутилось, критически важен такой особенный трудовой ресурс, как механики. Я просил Армандса Расу поставить их на охрану завода, чтобы сохранить для производства. Он ответил, что имеет собственную охранную фирму и в таких услугах не нуждается. Я ему тогда в лицо сказал: "Ты же государственный служащий, должен заботиться об интересах страны, почему же ты их не отстаиваешь?"

Механиков уволили, они уже устроились на другие заводы, и теперь запустить оборудование станет намного сложнее.

С рабочими кадрами в Лиепае вообще сложно. Крупник иронизирует: когда он начинал восстанавливать завод, его основным ресурсом была "РБ-45" (русская баба 45 лет), а за 17 лет никого нового на горизонте не появилось, так что ресурс теперь должен именоваться "РБ-62". Молодежь разбежалась, инженеров нет.

Кадры – один из трех ключевых ресурсов, необходимых для успешного производства, уверен Крупник. Два других – это рынок и сырье. Российский рынок, куда латвийские переработчики сбывали две трети продукции, политики усиленно гробили. Но производство "бренда Латвии" - рижских шпрот – снижается не только поэтому.

"Балтийское море пустое, и ловить в нем нечего", - так комментирует бизнесмен снижение квот на вылов под предлогом сохранения экосистемы и борьбы с диоксиновым загрязнением. Если Дании понадобится увеличить сырьевую базу для производства рыбной муки, кильку у Латвии отберут совсем.

Золотая рыбка

Но это не значит, что у рыбопереработки нет перспектив. Крупник опробовал их на собственном опыте, создав экспериментальный цех рыборазведения, где выращивали осетров, форель, африканского сома.

"100 тонн в год – это ничего, для промышленных масштабов требуется хотя бы 5 тысяч тонн в год, - признает Крупник. – Морские ресурсы во всем мире истощаются, в мире рыба дорожает, а в Латвии полно рек, озер, прудов. Они бесплатные. Есть неплохие управленцы, и научная база кое-какая сохранилась. Аквакультура – это перспектива на десятилетия, даже на фоне дороговизны электроэнергии в стране с безумной компонентой обязательной закупки "зеленой" энергии (пресловутой КОЗ). Все, что надо для развития – воля государства, поддержка отрасли, но ее нет".

Получается, рыба непрофильна для Латвии? Почему, если рыба в воде живет, которой в стране избыток?

Крупник уверен: сделав рыборазведение приоритетной отраслью, Латвия сможет стать второй Норвегией, поставляя на европейский и мировой рынок высококачественную пресноводную рыбу, от осетров до карпов. Это и есть умное, инновационное производство, о котором мечтает премьер-министр Кришьянис Кариньш (если уж шпроты – неумное).

450 рабочих мест, десятки новых экспортных рынков от Европы до Австралии, новые предприятия по рыборазведению и производству крабовых палочек. Всего этого оказалось недостаточно для того, чтобы сохранить важный для Лиепаи и Латвии рыбоперерабатывающий завод с более чем 100-летней историей. Разочарование, а не благодарность получил его спаситель, не удостоенный в Латвии даже постоянного вида на жительство, не говоря уже о гражданстве.

В Израиле, куда Игорь Крупник отправился в прошлом году, ему по прилете вручили гражданский паспорт, подъемные и предложение возглавить крупный завод. На возражение, что кандидат в директора не знает иврита, ему ответили: "У нас мозг руководит языком, а не язык мозгом". Израилю важны его умения управленца и инженерно-техническое образование, подтвержденное дипломом кандидата технических наук Военно-воздушной академии имени Жуковского.

Он по привычке говорит про Латвию "у нас", "мы" и уверяет, что в Израиле латвийская диаспора насчитывает более 30 тысяч человек, которые любят свою малую родину и хотели бы ей помогать.

"У государства должна быть цель и финансово-экономическая программа. О том, как это работает, говорят примеры Тайваня, Сингапура, Израиля, Ирландии, поднявшихся за 30 лет на вершины с минусов. В Советском Союзе Латвия лидировала, в Европейском союзе она плетется в хвосте, и создается впечатление, что она будет существовать, пока это гособразование будет нужно Брюсселю для каких-то политических задач, - говорит Крупник. – Но я верю, что жители Латвии захотят сами управлять своей страной на ее благо. Вон Ирландия долгие годы была именем нарицательным в Европе, а сейчас процветает, и молодежь туда возвращается. Маленькие страны могут быть очень гибкими. Так что крест на Латвии ставить рано".

15865
Теги:
Балтийское море, шпроты, Латвия
По теме
Лиепайская "Колумбия" отправит в Китай два контейнера консервов

Парад Победы на Красной площади в Москве. Прямая трансляция

15
(обновлено 09:31 09.05.2021)
На Красной площади в Москве проходит парад в честь 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

В Москве на Красной площади грандиозным военным парадом встречают 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

Традиционно, в параде участвует как новейшая современная военная техника, так и исторические боевые машины.

Можно будет увидеть более 190 образцов современной и исторической военной техники, включая танки Т-34 и Т-14 "Армата", боевые машины пехоты "Курганец", оперативно-тактические комплексы "Искандер-М", зенитно-ракетные комплексы "Панцирь-С" и системы С-400 "Триумф".

По брусчатке Красной площади прошли 12 тысяч военнослужащих из 37 пеших парадных расчетов.

В небо над Москвой в завершающей части парада поднимутся 76 единиц авиационной техники, включая вертолеты Ми-26, Ми-8, Ми-24, а также военно-транспортные самолеты Ил-76, Ил-78 и истребители Су-35С и Су-24.

В параде также примут участие новые авиационные комплексы самолетов - носителей гиперзвуковых ракет "Кинжал" МиГ-31К и истребителей 5-го поколения Су-57. Эскадрилья из 10 самолетов Липецкого авиацентра, включающая фронтовые бомбардировщики Су-34, истребители Су-30СМ и Су-35С.

Гвоздем программы станет "кубинский бриллиант" - единый строй из девяти самолетов Су-30СМ и МиГ-29 пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи".

А шесть штурмовиков Су-25 9 мая выпустят дым в цветах российского флага.

15
Теги:
Великая Отечественная война, Парад, Москва
По теме
Небо над Москвой окрасилось в цвета флага России: репетиция воздушной части парада Победы
Генеральная репетиция парада Победы на Красной площади: как это было
Последний этап подготовки к параду Победы на Красной площади