В 2020 году падение грузооборота в портах Латвии ускорилось, всего было перевалено почти на 45 миллионов тонн меньше, чем в 2019 году, это падение на 28%.
Еще в прошлом году главным сыпучим грузом в этих портах был уголь, но падение объемов его перевалки было столь значительным (сокращение почти на 80%), что теперь на первом месте зерно и зернопродукты. Такая динамика напрямую связана с курсом России на переориентацию грузов в собственные порты.
Кроме того, на одну пятую сократился объем перевалки нефтепродуктов и химических грузов.
Больше всего грузопотока по-прежнему проходит через Рижский порт, затем следуют Вентспилсский и Лиепайский порты.
Подробнее об основных категориях и динамике грузооборота в портах Латвии в инфографике.
РЖД готовы забрать все: как белорусские грузы будут переводить из Прибалтики в РФ>>
До пандемии рижский аэропорт регулярно обновлял рекорды по числу обслуженных пассажиров и постоянно открывал все новые и новые направления.
Коронавирус изменил все - в апреле 2020 года число пассажиров снизилось практически до нуля - речь шла только о репатриационных рейсах, а остальное авиасообщение было закрыто.
В июле и августе наметилась некоторая позитивная тенденция, но пассажиропоток все равно не составлял и четверти от того, который был годом ранее. А с сентября цифры снова поползли вниз, уверенно приближаясь к очень неприятным показателям весны 2020 года.
Динамика пассажиропотока в аэропорту Рига в инфографике Sputnik.
Летать смогут только вакцинированные? Какова позиция airBaltic>>
В коронавирусный 2020-й продолжительность жизни сократилась в большинстве стран Европы, но, по уточненным данным Eurostat, в Латвии она осталась неизменной.
При этом страна находится в конце этого рейтинга среди европейских стран. В Литве ситуация еще хуже, а в Эстонии продолжительность жизни у мужчин более чем на три года больше, а у женщин - более чем на два года больше, чем в Латвии.
Интересно, что в трех странах средняя продолжительность жизни и мужчин, и женщин во время пандемии выросла, и все это страны Северной Европы - Норвегия, Финляндия и Дания.
Подробнее в инфографике.
Людей нет, государство не помогает: что происходит с уровнем рождаемости в Латвии>>
РИГА, 19 апр — Sputnik. Публицист Отто Озолс (литературный псевдоним журналиста и писателя Мартиньша Барковскиса) в социальной сети Facebook высказал мнение о том, что бизнес в Латвии не сильно потеряет, если откажется от персонала, владеющего русским языком. В пример он привел Финляндию, где в обслуживающей сфере русский язык большая редкость - только для 1,3% жителей этой страны русский язык является родным.
"Очень мало финнов говорят на русском языке, они редко выбирают его как иностранный язык для изучения. Просто потому, что это не прагматичный выбор. Финны прекрасно знают, что время, которое отводится на изучение какого-либо языка, является большой инвестицией. С этой точки зрения - русский язык только восьмой самый большой по численности говорящих язык", - пишет Отто Озолс.
По его мнению, из-за экономических соображений русский язык еще меньшая инвестиция, ведь в последние двадцать лет Россия переживала множество экономических потрясений. Финны из болезненного опыта знают, что создавать тесную экономическую связь с Россией это то же самое, что прыгать в воду в незнакомом месте.
"Может быть будет все хорошо, а может быть сломаешь шею. И подводных камней в российском бизнесе слишком много", - предупреждает публицист. Именно поэтому финская молодежь и их родители, думая об изучении иностранных языков, выбирают более безопасные и широкие инвестиции в будущее.
Финны уже давно заметили, что туристы из России в Финляндии и в других странах могут делать покупки и отдыхать даже если местные не знают их язык, отмечает Отто Озолс. "Они это спокойно принимают и особенно не переживают. Поэтому нет никакого основания думать, что в Латвии какое-то предприятие может страдать от потерь только из-за того, что персонал не знает русский язык", - уверен публицист, добавляя, что в его любимом кафе в Риге он пару раз наблюдал ситуации, когда клиент говорил с продавцом на русском, а тот ему отвечал на латышском и это не вызывало никаких проблем.
Разумеется, предприниматель скажет, что так удобнее вести бизнес с клиентом из России. Но публицист снова предлагает вернуться к примеру Финляндии, где исторически сложилось так, что у них до сих пор широкое сотрудничество с Россией. Это приносит большие потери экономике, но финны продолжают рисковать и по-прежнему из-за геополитических обстоятельств это сотрудничество сильно больше, чем у Латвии.
"Но и тут финны спокойно обходятся без особых знаний русского языка. Решающее значение в большом бизнесе принадлежит борьбе, качеству и другим объективным факторам. Управленцы среднего и высокого уровня в России уже давно очень успешно могут общаться на английском языке", - заверяет публицист.
В завершении Отто Озолс приходит к выводу, что утверждение о том, что знание русского языка на рынке Латвии является критически необходимым скорее относится к желанию, так думать, а вовсе не рациональным соображениям. И поэтому нет необходимости преувеличивать роль русского языка на рынке труда Латвии.
"Самый частый аргумент, который я слышу, это, то что знание языков всегда пригодится. Да, безусловно. На русском языке в мире говорит около 300 млн (для 150 млн родной язык, для других второй), но французский язык для примерно 500 млн (70–100 млн родной, для остальных второй), испанский для 400-600 млн. Не говоря уже о миллиарде китайского мандарина. Россия безусловно рядом с нами, но все больше превращается в гигантскую Северную Корею. Для экспортного рынка это невероятно рискованно и небезопасное вложение", - пишет Озолс.
Напомним, что в 2018 году Сейм Латвии принял поправки к Закону о труде, согласно которым работодатель не имеет права требовать от работника знания иностранного языка, если его использование не входит в рабочие обязанности. Как подчеркивало предложившее эти поправки национальное объединение VL-ТБ/ДННЛ цель поправок — "устранить лингвистическую дискриминацию латышей на работе, а также способствовать их репатриации и тому, чтобы они оставались в Латвии".
В аннотации законопроекта сказано, что на рынке труда Латвии все чаще встречается ситуация, когда работодатель без особого основания требует от работников владения иностранным языком (чаще всего - русским). Особенно актуальна такая ситуация для крупных городов Латвии.
Однако работодатели Латвии продолжают отдавать предпочтение тем сотрудникам, которые кроме латышского языка знают еще и русский. У нацпатриотов этот факт регулярно вызывает возмущение.
В Латвии один государственный язык — латышский. Русский имеет статус иностранного, несмотря на то что является родным примерно для 37% жителей страны. Согласно отчету Агентства латышского языка за 2016 год, около 90% представителей национальных меньшинств в Латвии знают государственный язык страны.
Несмотря на это, якобы по причине существования угрозы для латышского языка, в отношении русского языка регулярно вводятся ограничения. За соблюдением закона о госязыке следит специальная государственная структура под названием "Центр госязыка" (ЦГЯ).