Японка

Печаль в глазах японцев: как живет остров Кунашир сегодня

976
(обновлено 07:08 30.09.2019)
Хорошие дороги, современная больница и рыбные заводы — а в глазах приезжающих на Кунашир японцев глубокая печаль. Остров благополучно развивается в составе России, и для Японии он потерян окончательно

В аэропорт Менделеево на Кунашире нас от гостиницы везет колоритное такси. Водитель-азербайджанец украсил панель машины в национальном стиле, из динамиков льются фольклорные мелодии.

У самого водителя легко различимый акцент, хотя в этих местах он живет уже 39 лет — двадцать на Сахалине, последние девятнадцать работает на острове Кунашир. Мы улетаем с Курил домой, и настроение уже ностальгическое. Прощаясь с водителем, интересуемся, не скучает ли он по родному Азербайджану.

— Э, брат, зачем скучать? Я каждый год летаю, вот только четыре дня назад из Баку вернулся. Целое лето там был, пока всей родне подарки с островов раздал.

Кунашир
© Sputnik
Кунашир

Вот так, значит. Простой таксист с далекого Кунашира, пусть он только что и запросил с нас за десятиминутную поездку сумму, в два раза большую, чем в Москве обходится часовая дорога до аэропорта Шереметьево, каждый год летает в Баку. Да еще привозит подарки многочисленной родне. Хорошо живут!

Могли бы жить лучше, если бы "столицу" решили строить не на высоком мысе у бухты на севере, а на месте нынешнего поселка Головнино, что на самой южной оконечности острова. Жили бы лучше в бытовом смысле — на юге Кунашира особая климатическая зона с большим количеством солнечных дней и возможностью выращивать даже дыни с арбузами. А так арбуз в магазине столичного поселка городского типа в Южно-Курильске стоит 150 рублей за килограмм. В самый сезон, когда на материке цены от пяти рублей начинаются.

Курилы и Москва

Но в магазины арбузы с дынями везут, а жители их раскупают. Таксист летает в родной Баку с термопакетами, полными красной икры и крабов, а по улицам острова разъезжают дорогущие внедорожники таких крутых моделей и в таком количестве, что вряд ли где еще увидишь.

Всюду на улицах дорогущие внедорожники
© Sputnik
Всюду на улицах дорогущие внедорожники

Москвичу, привычно произносящему мантру о том, что за МКАД жизни нет, осознать такое сложно. Но на острове в восьми часовых поясах от российской столицы живут счастливые и весьма обеспеченные люди.

Вспоминается крошечный сибирский городок Ачинск, в котором местная журналистка расспрашивала нас о московских зарплатах и с надеждой в глазах интересовалась, не нужны ли корреспонденты хотя бы на полставки. В куда более крупных российских городах такие вопросы тоже звучали. Это первый за наши многочисленные путешествия город — да если бы еще это был город, так ведь просто поселок на краю света, где ситуация совершенно обратная.

Без преувеличения, в каждой второй беседе с местными — будь то коллега по профессии, местный предприниматель, директор организации, — узнав, что в Москве мы тоже приезжие, звучало предложение "а может, к нам?". И если совсем уж честно, то после предлагаемых условий работы, помощи с арендой жилья и количестве нулей в сумме, выдаваемой в качестве подъемных, возникал соблазн.

Сахалинская область — одна из самых богатых. Курильские острова — важный географический, политический и даже экономический форпост России. Неудивительно, что главный остров гряды Кунашир расцветает.

Кунашир
© Sputnik
Кунашир

Скептики скажут, что Кунашир — рай для бюджетников и пенсионеров. Мы с ними еще поспорим. Но даже если они и правы, то что плохого в том, что хотя бы где-то на планете, на далеком острове Курильской гряды есть место, где лучше всех живут представители самых важных профессий? Разве не заслуживают такого отношения учителя, врачи или пенсионеры, отдавшие стране свои силы и лучшие годы? Или пограничники, круглосуточно несущие службу на краю земли?

Бизнес на Курилах

Но не только государство вкладывает деньги в Кунашир. На острове есть и бизнес. Вне зависимости от масштаба и сферы деятельности у местного предпринимательства имеется общая особенность — оно здесь социально ответственное. И это не пустые слова, а действительность, объяснимая географией. В герметически замкнутом пространстве, каким является остров, люди ценят друг друга и заботятся о своем ближнем.

Владелец небольшой пекарни увлечен спортом, и он на собственные средства развивает в Южно-Курильске секцию вольной борьбы для подростков. Привозит тренера — мастера спорта из Дагестана, устраивает соревнования и чемпионаты области. Мечтает открыть секцию триатлона — остров идеально годится для плавания, бега и велосипедной гонки.

Директор крупнейшей на Кунашире компании дорожного строительства с филиалами в десятках регионов России вовсю занимается бытом своих сотрудников. Не для руководства и топ-менеджеров старается, а для главного "стратегического ресурса" — простых строителей и водителей из числа местных жителей и сезонных вахтовиков.

Строительство шоссе между Южно-Курильском и аэропортом Менделеево на Кунашире
© Sputnik
Строительство шоссе между Южно-Курильском и аэропортом Менделеево на Кунашире

Строит для них жилой городок с баней и тренажерным залом, открывает секцию каратэ и вынашивает грандиозные планы по строительству трассы для картинга. Это уже для всего города. Для того и идет в муниципальные депутаты. На вопрос "зачем" отвечает простодушно, но искренне: "Я здесь живу и зарабатываю, надо же что-то и для других делать".

Сказать, что жители Кунашира всем довольны и ощущают себя в идеальном мире, — это пойти против очевидного. Во-первых, жизнь на острове трудна сама по себе. Улучшения начались совсем недавно и работы еще много: надо строить новое жилье, наводить порядок в инфраструктуре и хорошо бы уже заняться вопросами сохранения экологии.

А во-вторых, ну вот скажите, жители Москвы, Риги или Парижа, а вы всем удовлетворены в жизни и в окружающем вас пространстве? Все познается в сравнении. Главное, есть прогресс или нет. На Кунашире он очевиден.

Глубокая печаль японцев

А самый яркий маркер прогресса на Кунашире — это печаль в глазах японцев. Уже прошли те унизительные годы, когда приезжающих по безвизовому обмену "самураев" встречали как посланцев с другой планеты, ожидая диковинных сувениров и богатых подношений.

Они и сейчас приезжают. Им по-прежнему рады. Но уже по-другому. Японцы интересны как близкие соседи, чей дом в хорошую погоду видно с острова невооруженным глазом.

Дети быстро находят общий язык, школьники моментально сходятся и дружно ревут при расставании, женщины вместе готовят на кухнях, обмениваясь рецептами, мужчины ходят на рыбалку со всеми вытекающими...

Но у руководителей японских групп скучные выражения лиц и потухший взгляд. Они по привычке и инструкции внимательно смотрят по сторонам, и картина их не радует.

Аэропорт Менделеево на острове Кунашир
© Sputnik
Аэропорт Менделеево на острове Кунашир

Новый аэропорт, хорошие дороги, больница с таким современным оборудованием, что они и дома не встречали, рыбные заводы с новыми причалами… люди, которых не возбуждает заморская жвачка, у которых дома полно продуктов, а стиральные машинки и джипы они покупают по интернету, не стремясь любыми способами попасть в японские магазины. Видят это и понимают, что Япония окончательно потеряла острова.

976
Теги:
дороги, Япония, Россия, Остров, рыба

Журналисты из Латвии рассказывают Tutu.ru о путешествии по Курильским островам

178
(обновлено 10:29 28.10.2019)
Почему проект "Наивные путешественники" особенный и как журналисты из Латвии оказались на краю света — об этом и о многом другом в разговоре с Tutu.ru

Сервис путешествий Tutu.ru решил разузнать у латвийских журналистов о спецпроекте информационного агентства Sputnik "На краю света".

Шеф-редактор Sputnik Латвия Валентин Роженцов и шеф-редактор BaltNews Андрей Стариков отвечают на вопросы и рассуждают о том, стоит или не стоит ехать в путешествие на Курильские острова.

Хотите узнать, за какими впечатлениями можно и нужно отправиться на Сахалин, Итуруп, Кунашир или Шикотан? Что там посмотреть, что делать и чем там вас будут кормить?

Смотрите видео и переходите по ссылке>>>

178
Теги:
Наивные путешественники, путешествие, Латвия, Курильские острова
По теме
"Сюда не приезжают пить кока-колу": что делать туристу на Курильских островах
Курильские острова — не про японцев и рыбу. Это про любовь
"Наши так не могут": российский сенатор снимает шляпу перед "наивными путешественниками"

"Наши так не могут": российский сенатор снимает шляпу перед "наивными путешественниками"

145
(обновлено 13:45 25.10.2019)
"Они начали с того, что дороги строятся, заводы работают, люди живут", — российский сенатор дал высокую оценку спецпроекту "На краю света", где двое латвийских журналистов рассказали про Дальний Восток России и показали его

"Вы делаете то, чего часто не делают наши российские СМИ. Вы говорите о Дальнем Востоке, как о проблемном регионе, проблемы тоже освещаете. Но принципиально то, что вы показываете его как то место, где стоит жить. Снимаю шляпу", — так в ходе круглого стола в пресс-центре МИА "Россия сегодня" член Совета Федерации РФ, председатель Совета по вопросам Дальнего Востока и Байкальского региона при Совете Федерации, доктор исторических наук Анатолий Широков отозвался о работе латвийских журналистов над спецпроектом информационного агентства Sputnik "На краю света".

Три недели журналисты Sputnik путешествовали по Курильским островам, общались с местными жителями, бизнесменами, чиновниками, общественными деятелями и гостями островов и пришли к абсолютному пониманию — регион уникальный, а перспективы его огромны.

Над спецпроектом работали журналисты из Латвии - шеф-редактор Sputnik Латвия Валентин Роженцов и шеф-редактор BaltNews Андрей Стариков. Стоит отметить, что "На краю света" — не единственный спецпроект о России из серии "Наивные путешественники", где латвийские журналисты рассказывают о российских реалиях.

Хотите узнать, как живут русские на Курильских островах? Смело переходите по ссылке и смотрите>>>

145
Теги:
люди, дороги, журналист, Наивные путешественники, Россия
По теме
Не надо нам ваших японий: жители Курил хотят оставаться в России
Российские власти отреагировали на публикации Sputnik о Курилах
Золотая рыбка — это не сказка: исландцы едут на самый современный завод России
Панорама Риги

В центре Риги ограничат допустимую скорость для машин до 30 километров в час

0
(обновлено 19:27 06.03.2021)
Речь идет о территории между улицами Ганзас, Кришьяна Валдемара и бульвара Кронвальда в центре Риги; В зону нового скоростного ограничения попадут улицы Альбера, Стрелниеку, Виландес и другие

РИГА, 6 мар — Sputnik. Ограничение скорости дорожного движения в “тихом центре” Риги до 30 км/час позитивно скажется на безопасности пешеходов и позволит лучше сохранить находящиеся там памятники архитектуры, заявил в эфире радио Baltkom представитель общества развития центра Риги Каспарс Кондратюк. Именно это общество и предложило инициативу о снижении скорости, пишет Press.lv.

"Если транспорт в городе "успокаивается", это повышает безопасность пешеходов, снижает уровень звука в городе, а также это важно для исторических зданий, которые так лучше сохраняются из-за снижения вибраций. Сам я живу на самой громкой улице Риги, на Бривибас, но жители "тихого центра", которые состоят в нашем сообществе, предложили такую инициативу, и мы рады, что хоть в какой-то части города это можно попробовать», – рассказал Кондратюк.

Как отметил Кондратюк, ограничение имеет смысл также из-за туристического значения этого района.

"Во многих городах, особенно в столицах, в центре уже снижается скорость. Я живу в центре уже более 20 лет, и я перемещаюсь на машине довольно часто, но я не вижу смысла гонять по брусчатке, где и люди ходят. И летом – ладно, сейчас не так много туристов – но когда они есть, они гуляют, смотрят дома", – добавил он.

По его словам, Департамент дорожного движения Рижской думы также будет уделять внимание уровню шума, который издают транспортные средства, и искать новые меры для контроля этого показателя.

"Параллельно с этой инициативой сейчас происходят дискуссии о регулировании звуков авто- и мототранспорта. Поэтому сейчас думают, как вообще измерять громкость транспортных средств. Прошлым летом это уже пробовали. Так что смотрят, как нужно менять нормативы, чтобы следить не только за тем, чтобы люди не ездили быстро, но и не ездили на машинах с громкими звуками", – сказал Кондратюк.

Добавим, 1 марта Департамент дорожного движения Рижской думы одобрил инициативу Общества развития центра Риги об ограничении скорости 30 км/ч в Тихом центре. Как сообщалось, знаки скоростного режима на этой территории будут заменены на соответствующие в течение года.

0
Теги:
Латвия, скорость, автомобиль, Рига
По теме
Правительство Латвии выделило 3,7 миллиона евро для организации ЧМ-2021 в Риге
Вильнюс обошел Ригу: Латвия осталась последней в Евросоюзе без перелетов за его пределы
ЦПКЗ Латвии обращается к пассажирам электрички Саулкрасты - Рига