Строительство шоссе между Южно-Курильском и аэропортом Менделеево на Кунашире

Дороги без дураков: как асфальтируется самый далекий край России

181
(обновлено 07:07 30.09.2019)
На острове Кунашир уже практически тридцать лет работает компания с бойким названием "Труд". Строят дороги. Половина работников — граждане ближнего зарубежья

Прилетая на Кунашир, неподготовленный гость меньше всего ожидает увидеть на парковке аэропорта хромированный байкерский мотоцикл и сверкающую громадину внедорожника Hummer. Ведь эти модели давно не для бездорожья, а для красивой показушной езды по автобанам и улицам мегаполиса. А здесь остров с вулканами, медведями и рыбаками.

Ребус разгадывается уже через минуту, когда пассажирский автобус выезжает на новенькое шоссе, бегущее среди сопок, с видами на тот самый вулкан. До самого поселка Южно-Курильск, выполняющего функции столицы Кунашира, шоссе прерывается лишь раз — дорогу строили сразу с двух направлений, и строители пока еще не встретились, оставив посередине разрыв в километр.

— К декабрю обещают закончить, — словно прочитав наши мысли, комментирует съезд на грунтовку водитель пазика. — Труд свое дело знает!

Съезд на грунтовую дорогу водитель пазика перенес невозмутимо
© Sputnik
Съезд на грунтовую дорогу водитель пазика перенес невозмутимо

Позже выясняем, что имелся в виду не труд как таковой, а акционерное общество "Труд", строящее на острове все имеющиеся дороги. И не только дороги. Разыскиваем телефонный номер директора и без всякой надежды — разгар субботы — просим Ивана Федоровича Жаркого о встрече.

Директор на рыбалке, вечером вернется, но рыбачит он в хорошей компании и по всем правилам, а значит, для серьезного разговора будет не совсем в форме. Выходной день, рыбалка и отдых — святое дело.

— Давайте завтра в восемь у меня на базе, — поступает предложение.

В восемь вечера? Окей, договорились. Но нет, директор имеет в виду раннее утро воскресенья. Объяснение простое: "Ребята, мы же дороги строим, и выходные у нас роскошь".

Восемь часов утра. Подъезжаем на базу "Труда". Встречаем директора. Жмем руку.

Иван Жаркой, директор Южнокурильского филиала компании Труд
© Sputnik
Иван Жаркой, директор Южнокурильского филиала компании "Труд"

Ребята, мы же дороги строим!

— Иван Федорович, профиль работы вашей компании — это…

— Дорожное строительство. Мы южнокурильский филиал иркутской компании. Компания была создана тридцать лет назад. Из тогда еще небольшого кооператива. Так что мы с большим стажем и с большим опытом.

— География деятельности.

— Работаем от Иркутской области до Курил. У нас пятнадцать филиалов. Представлены во всех регионах, кроме Магадана и Владивостока.

— Когда появился филиал на Курилах?

— Двадцать восемь лет назад.

— Как менялись условия работы за эти годы?

— Огромный рост. Огромный прогресс. Раньше заказы были небольшие. Жилье так не строилось, как сейчас. Сейчас масштабы неплохие. Аварийные и ветхие дома сносят, людей переселяют в новые. Деньги вкладываются. Население здесь богатое: все на свежих "Ленд крузерах" ездят, врачи по 150 тысяч рублей получают.

На острове строят не только дороги, но занимаются и тротуарами для пешеходов
© Sputnik
На острове строят не только дороги, но занимаются и тротуарами для пешеходов

— Сколько человек сегодня работает в южнокурильском филиале "Труда"?

— На сегодняшний день 147 человек. Сейчас работаем только на Кунашире. Раньше были и на Шикотане: строили там школу, детский сад. Раньше и здесь занимались промышленно-гражданским строительством, построили причальный комплекс, морской вокзал, районный дом культуры, детский сад "Аленка", два дома рядом с ним. Первый асфальт на острове, который появился двадцать с чем-то лет назад, тоже наша работа.

— Это какой участок?

— Это была улица в районе прокуратуры.

— А дорога до аэропорта?

— Ее мы строим с 2009 года. Реконструкцией занимаемся. Участками по 8—10 километров. Полтора километра стыковки осталось. В этом месяце и состыкуемся. Выигрываем контракты: до 2023 года включительно дорога на острове будет до самого юга, до села Головнино. Неасфальтированные дороги закончатся.

— Чем тогда заниматься будете?

— Ремонтировать.

Строительство шоссе между Южно-Курильском и аэропортом Менделеево на Кунашире
© Sputnik
Строительство шоссе между Южно-Курильском и аэропортом Менделеево на Кунашире

— Вы строите дороги к населенным пунктам. А дороги к туристическим объектам, к вулкану?

— Есть такие идеи на уровне разговоров. На север надо дорогу к горячим ванночкам. Симпатичное место, вода там хорошая.

— Сами вы местный житель?

— Из Иркутска. Семь лет здесь живу. С семьей.

— Там успели поработать по профессии?

— Успел.

— Есть ли разница — делать дороги на острове или материке?

— Конечно, есть. Там запчасти, все остальное — под рукой. Съездил в магазин или позвонил поставщикам — и все есть. Тут этого ждешь. Сейчас сломался маленький погрузчик типа Bobcat. Месяц ожидали какую-то запчастюшку маленькую.

— Всю технику вы тоже сами завозили на остров?

— Да. Головная компания на все филиалы централизованно закупает. Ежегодно технический фонд обновляется. Доставляем железнодорожным транспортом до Владивостока. Потом кораблем. Так же и с топливом происходит. Раз в два месяца на остров по триста тонн завозят. Ну и сто тонн у меня в загашнике всегда лежит на всякий случай. Весенняя или осенняя распутица — бывают задержки.

Всю технику на остров приходится доставлять по морю
© Sputnik
Всю технику на остров приходится доставлять по морю

С материалами тоже сложнее, чем на материке. Со скальным грунтом. Два карьера здесь рабочих: один у нас и один у дорожного управления. Где-то экскаваторами колупаем, где-то бульдозерами. Разрывать тут нельзя.

— Медведи не мешают?

— Ходят. Медведь — хозяин тайги.

— Островные особенности — логистика, сложность с материалами — ведь удорожают работы?

— Обязательно. Тут километр дороги обходится дороже, чем на материке. Перед вами на столе лежит проект, задание к тендеру. В нем прописано, что километр дороги на определенном участке Кунашира должен стоить не более ста миллионов рублей. Мы его делаем за 70—80 миллионов. На материке сметная стоимость ниже.

— На острове есть асфальтовые заводы?

— Да, два. Наш в районе аэропорта.

Откуда люди?

— И на всех этих объектах южнокурильского филиала АО "Труд" сегодня всего 147 человек. Хватает людей?

— Мы люди умные, учились. Планируем. Есть четкое понимание, кто что делает и когда. Но самый тяжелый вопрос, действительно, это кадры. Половина наших работников — граждане ближнего зарубежья. Наших бывших союзных республик. В основном работаем с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном.

Старый пазик припарковался рядом с новенькими  японскими внедорожниками
© Sputnik
Старый пазик припарковался рядом с новенькими японскими внедорожниками

Казахстан и Киргизия в ЕАЭС, трудоустраивать граждан этих стран проблем не составляет. Никаких специальных документов оформлять не надо. С узбеками потяжелее. Приходится патенты делать.

Но некоторые люди к нам уже и по двадцать лет приезжают. Зазывают других. Здесь они, конечно, зарабатывают лучше, чем у себя на родине. Остальных добираем по объявлению.

— Под какие задачи специалистов искать труднее?

— Легче найти, разумеется, неквалифицированного простого рабочего. Трудности с экскаваторщиками, которые имеют высокий разряд, c бульдозеристами.

— Давайте пройдемся по цифрам. Сколько может зарабатывать тот же экскаваторщик?

— Экскаваторщик — 85 тысяч рублей. Это не потолок, но это стабильная средняя зарплата.

— А где живут приезжие рабочие?

— У нас на базе вахтовый поселок. Есть столовая. Кормим три раза в день. Ежедневно топится баня. Есть прачечная. В общем, условия созданы.

После беседы в кабинете под портретами губернатора и основателя "Труда" выходим наружу, осмотреть территорию базы и ознакомиться с условиями жизни приезжих работников. Самих их не застали — видимо, работать по выходным приходится не только директору, — но побродили среди рядов небольших домиков.

Жилой городок для сезонных работников
© Sputnik
Жилой городок для сезонных работников

По сути это городок из строительных бытовок, только без колесной базы. Внутри несколько двухъярусных кроватей, тумбочка, шкафчик. Условия спартанские, но вокруг чисто и аккуратно. Со стороны улицы прикручен ручной умывальник. Удобства не во дворе даже, а в отдельном помывочном блоке с душем и туалетами.

Жить можно, да и не стали бы работники ехать за тридевять земель, если бы их не устраивали местные условия. А приезжают в основном одни и те же, за последнее десятилетие сложился основной костяк бригады. Так, кстати, и директору удобнее — у вахтовиков свои бригадиры из авторитетных аксакалов, они и задания раздают, и за порядком присматривают.

181
Теги:
граждане, Россия, дороги

Журналисты из Латвии рассказывают Tutu.ru о путешествии по Курильским островам

178
(обновлено 10:29 28.10.2019)
Почему проект "Наивные путешественники" особенный и как журналисты из Латвии оказались на краю света — об этом и о многом другом в разговоре с Tutu.ru

Сервис путешествий Tutu.ru решил разузнать у латвийских журналистов о спецпроекте информационного агентства Sputnik "На краю света".

Шеф-редактор Sputnik Латвия Валентин Роженцов и шеф-редактор BaltNews Андрей Стариков отвечают на вопросы и рассуждают о том, стоит или не стоит ехать в путешествие на Курильские острова.

Хотите узнать, за какими впечатлениями можно и нужно отправиться на Сахалин, Итуруп, Кунашир или Шикотан? Что там посмотреть, что делать и чем там вас будут кормить?

Смотрите видео и переходите по ссылке>>>

178
Теги:
Наивные путешественники, путешествие, Латвия, Курильские острова
По теме
"Сюда не приезжают пить кока-колу": что делать туристу на Курильских островах
Курильские острова — не про японцев и рыбу. Это про любовь
"Наши так не могут": российский сенатор снимает шляпу перед "наивными путешественниками"

"Наши так не могут": российский сенатор снимает шляпу перед "наивными путешественниками"

145
(обновлено 13:45 25.10.2019)
"Они начали с того, что дороги строятся, заводы работают, люди живут", — российский сенатор дал высокую оценку спецпроекту "На краю света", где двое латвийских журналистов рассказали про Дальний Восток России и показали его

"Вы делаете то, чего часто не делают наши российские СМИ. Вы говорите о Дальнем Востоке, как о проблемном регионе, проблемы тоже освещаете. Но принципиально то, что вы показываете его как то место, где стоит жить. Снимаю шляпу", — так в ходе круглого стола в пресс-центре МИА "Россия сегодня" член Совета Федерации РФ, председатель Совета по вопросам Дальнего Востока и Байкальского региона при Совете Федерации, доктор исторических наук Анатолий Широков отозвался о работе латвийских журналистов над спецпроектом информационного агентства Sputnik "На краю света".

Три недели журналисты Sputnik путешествовали по Курильским островам, общались с местными жителями, бизнесменами, чиновниками, общественными деятелями и гостями островов и пришли к абсолютному пониманию — регион уникальный, а перспективы его огромны.

Над спецпроектом работали журналисты из Латвии - шеф-редактор Sputnik Латвия Валентин Роженцов и шеф-редактор BaltNews Андрей Стариков. Стоит отметить, что "На краю света" — не единственный спецпроект о России из серии "Наивные путешественники", где латвийские журналисты рассказывают о российских реалиях.

Хотите узнать, как живут русские на Курильских островах? Смело переходите по ссылке и смотрите>>>

145
Теги:
люди, дороги, журналист, Наивные путешественники, Россия
По теме
Не надо нам ваших японий: жители Курил хотят оставаться в России
Российские власти отреагировали на публикации Sputnik о Курилах
Золотая рыбка — это не сказка: исландцы едут на самый современный завод России
Панорама Риги

В центре Риги ограничат допустимую скорость для машин до 30 километров в час

0
(обновлено 19:27 06.03.2021)
Речь идет о территории между улицами Ганзас, Кришьяна Валдемара и бульвара Кронвальда в центре Риги; В зону нового скоростного ограничения попадут улицы Альбера, Стрелниеку, Виландес и другие

РИГА, 6 мар — Sputnik. Ограничение скорости дорожного движения в “тихом центре” Риги до 30 км/час позитивно скажется на безопасности пешеходов и позволит лучше сохранить находящиеся там памятники архитектуры, заявил в эфире радио Baltkom представитель общества развития центра Риги Каспарс Кондратюк. Именно это общество и предложило инициативу о снижении скорости, пишет Press.lv.

"Если транспорт в городе "успокаивается", это повышает безопасность пешеходов, снижает уровень звука в городе, а также это важно для исторических зданий, которые так лучше сохраняются из-за снижения вибраций. Сам я живу на самой громкой улице Риги, на Бривибас, но жители "тихого центра", которые состоят в нашем сообществе, предложили такую инициативу, и мы рады, что хоть в какой-то части города это можно попробовать», – рассказал Кондратюк.

Как отметил Кондратюк, ограничение имеет смысл также из-за туристического значения этого района.

"Во многих городах, особенно в столицах, в центре уже снижается скорость. Я живу в центре уже более 20 лет, и я перемещаюсь на машине довольно часто, но я не вижу смысла гонять по брусчатке, где и люди ходят. И летом – ладно, сейчас не так много туристов – но когда они есть, они гуляют, смотрят дома", – добавил он.

По его словам, Департамент дорожного движения Рижской думы также будет уделять внимание уровню шума, который издают транспортные средства, и искать новые меры для контроля этого показателя.

"Параллельно с этой инициативой сейчас происходят дискуссии о регулировании звуков авто- и мототранспорта. Поэтому сейчас думают, как вообще измерять громкость транспортных средств. Прошлым летом это уже пробовали. Так что смотрят, как нужно менять нормативы, чтобы следить не только за тем, чтобы люди не ездили быстро, но и не ездили на машинах с громкими звуками", – сказал Кондратюк.

Добавим, 1 марта Департамент дорожного движения Рижской думы одобрил инициативу Общества развития центра Риги об ограничении скорости 30 км/ч в Тихом центре. Как сообщалось, знаки скоростного режима на этой территории будут заменены на соответствующие в течение года.

0
Теги:
Латвия, скорость, автомобиль, Рига
По теме
Правительство Латвии выделило 3,7 миллиона евро для организации ЧМ-2021 в Риге
Вильнюс обошел Ригу: Латвия осталась последней в Евросоюзе без перелетов за его пределы
ЦПКЗ Латвии обращается к пассажирам электрички Саулкрасты - Рига