Кто починит старые лифты

© Sputnik / Андрей СкипинНадпись в лифте на русском языке
Надпись в лифте на русском языке - Sputnik Латвия
Подписаться
В большинстве латвийских многоэтажных домов до сих пор установлены выработавшие свой ресурс изношенные советские лифты

РИГА, 1 окт — Sputnik. Большинство лифтов в Латвии уже давно выработали свой ресурс и, согласно требованиям Евросоюза, вообще не должны эксплуатироваться, пишет Press.lv.

В большинстве латвийских серийных многоэтажек установлены лифты советского времени, выпущенные в период с 1972 по 1990 год, в основном - белорусским заводом "Могилевлифтмаш". Завод–производитель заявлял, что срок службы лифтов составляет 25 лет, при условии, что после первых шести лет эксплуатации будет произведен ремонт, а через 11 лет — еще один. Капитальный ремонт лифтов должен производиться каждые 15 лет.

Спальный район Плявниеки - Sputnik Латвия
В Риге начнут принудительную реновацию жилого фонда

Когда Латвия вступала в Евросоюз, то выяснилось, что механизмы Могилевлифтмаша не соответствовали европейским стандартам безопасности. Стандарт ЕС описывает для лифтов 74 возможных риска — от настоящих до самых невероятных. Но как минимум три риска из этого списка в лифтах Могилевского завода устранить невозможно.

Латвийские чиновники обещали решить эту проблему в десятилетний срок, составили поэтапный план реновации и назвали приблизительную сумму расходов — около 14 млн латов, или около 19,92 млн евро.

В 2013 году десятилетний срок миновал, и, конечно, новые лифты в советских многоэтажках так и не появились. Ведь, согласно законодательству, их установка или модернизация должны проводиться исключительно за счет накопленных отчислений на капитальный ремонт здания, с согласия более половины (50% + 1) голосов собственников квартир, чего не так-то просто добиться.

Кроме того, в таких домах часто в не менее изношенном состоянии находятся электропроводка, системы водоснабжения, канализация, кровля, а также другие элементы конструкции. Именно на их ремонт и направляются собранные деньги. А закупка и установка самого дешевого лифта (уже не белорусского, а швейцарского производства) начинается от 40 тысяч евро. В итоге спустя пять лет о той программе уже никто и не вспоминает, а старые лифты продолжают работать.

Лютеранская церковь (на переднем плане) и католический костел в Двинске (Даугавпилс) 1912 год - Sputnik Латвия
Хулиган в Даугавпилсе заплатит за разбитые горшки
Часто лифты портят сами жильцы: выжигают кнопки, пинают двери ногами, рисуют в кабинках и используют лифт в качестве туалета.

Случается, что оборудование привлекает и охотников за цветными металлами: к примеру, в тормозных катушках содержится чистая медь. Нередко из машинных помещений подъемников выносят трансформаторы, где также имеется обмотка из медных проводов. Из кабин выдирают алюминиевые детали, которые проектировались как элемент дизайна. Полиция заводит уголовные дела, но даже если злоумышленников поймают, то взыскать с них ущерб будет весьма проблематично.

Лифты, эскалаторы и подъемники относятся к опасному оборудованию. Специальный отдел опасного оборудования и метрологического надзора при Центре защиты прав потребителей ведет их регистр и реагирует на жалобы. Но непосредственно надзор отдан частным фирмам, которые аккредитированы Латвийским национальным аккредитационным бюро. Техосмотр подъемников проходит один раз в год.

По результатам обследования дается разрешение на дальнейшее использование — какому–то лифту продлевается срок службы на год, полгода, а какому–то всего на три месяца.

Домоуправлению или иной обслуживающей организации выдается специальная наклейка, которая вывешивается в кабине лифта. Если технические данные не соответствуют нормам, то предлагается провести ремонт или замену деталей. Этим занимаются также специализированные сертифицированные частные компании. Их координаты тоже в обязательном порядке вывешиваются в кабине.

Но дело в том, что Могилевлифтмаш уже давно не производит запасные части к лифтам, установленным в латвийских многоэтажках советской постройки, поэтому для ремонта приходится подбирать похожие детали либо прибегать к услугам белорусских фирм, которые продолжают выпускать запчасти для старых моделей.

В специальных правилах кабинета министров прописаны неисправности, при которых запрещается эксплуатация лифта. К ним в том числе относятся: неисправности замков на дверях шахты, неполадки в контактах блокировки или пола кабины; нештатные стуки и шумы, возникающие при перемещении кабины; неисправности тормоза; самопроизвольная посадка лифта на ловители; движение кабины в неправильном (противоположном требуемому) направлении и т. д. Тогда до устранения неполадок подъемник должен быть отключен от электропитания, а дверь заблокирована.

 

Лента новостей
0