Татьяна Жданок, архивное фото

"Мы - русские из Латвии": как жить в стране, где ломают идентичность граждан

3117
(обновлено 18:58 19.11.2020)
Латвийское государство путем насильственной ассимиляции пытается привести всех к одному стандарту, поэтому русскоязычные потеряли доверие к власти и не верят, что могут что-то изменить, хотя их действия важны как никогда

РИГА, 19 ноя - Sputnik. Нет никакого противоречия в том, что русскоязычные жители чувствуют свою принадлежность Латвии и поддерживают европейские ценности, но в то же время ощущают себя частью пространства русской культуры, заявила Sputnik Латвия депутат Европарламента Татьяна Жданок ("Русский союз Латвии").

Как пояснила Жданок, русскоязычные жители Латвии привержены так называемой множественной идентичности.

"Самоидентификация человека может проходит сразу в нескольких областях, сейчас это очень распространенное явление. Мы ощущаем себя как русские из Латвии. Другое дело, что государство своей политикой насильственной ассимиляции пытается сломать нашу идентичность и привести всех к одному стандарту", - подчеркнула Жданок.

При этом власти Латвии действуют вопреки провозглашенной Евросоюзом ценности "Единство в многообразии", указала политик. По словам Жданок, вследствие такого отношения русскоязычные потеряли доверие к латвийской власти и уже не верят в то, что могут что-то изменить.

"Налицо большой негатив по отношению к государственной власти. С одной стороны, это наследие авторитаризма, когда люди привыкли надеяться на руководство, с другой - следствие того, что в рыночных условиях каждый оказался сам за себя", - отметила евродепутат.

Жданок посетовала, что русскоязычные латвийцы не верят в результат коллективных действий так, как это свойственно жителям западных стран.

"Это большая проблема. Русский союз Латвии призывает людей к действиям, в отличие от того же "Согласия", которое обещает избавить от проблем. Конечно, людям проще надеяться на доброго дядю, который решит их проблемы, нежели самим решать их коллективными действиями", - констатировала Жданок.

В ходе опроса, проведенного Центром исследований общественного мнения SKDS, 68% русскоязычных латвийцев заявили, что ощущают свою связь с Латвией, 14% - с Россией, 5% - с Евросоюзом. При этом 73% опрошенных русскоязычных респондентов признались в приверженности европейским ценностям, 84% заявили о принадлежности к культурному пространству русского языка, 88% считают важной возможность получать образование на родном языке.

3117
Теги:
партия "Русский союз Латвии", Татьяна Жданок, русскоязычные, русские, Латвия
Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании

Административно-территориальная реформа: платформа есть, денег нет

58
(обновлено 14:06 27.11.2020)
Новая цифровая платформа позволяет увидеть, в каких городах Латвии к 2030 году можно будет полностью выключить свет, потому что жителей там не останется, но денег на то, чтобы как-то предотвратить негативный сценарий, самоуправлениям не дают

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Из-за скандала вокруг экс-министра регионального развития Юриса Пуце незамеченным остался запуск цифровой платформы, посвященной административно-терриальной реформы (АТР). На специальной карте представлена информация о латвийских регионах как в старых, так и в новых границах. Проблема в том, что недостатки, которые позволяет выявить эта карта, невозможно будет исправить, потому что бюджет самоуправлений на следующий год серьезно сократили, сообщает Neatkarīgā.

Платформу геопространственного планирования муниципальной реформы по заказу министерства охраны среды и регионального развития разработало картографическое издательство Jāņa seta. Адрес платформы в интернете atr.kartes.lv. Она доступна каждому профессионалу, каждому жителю, а главное – каждому самоуправлению для осуществления административно-территориальной реформы.

Уникальные данные

Информация на платформе сгруппирована в пять разделов: самоуправления, предпринимательство, потребление электроэнергии, жители и мобильность. В них 90 в общей сложности 90 подразделов.

"Эта платформа разработана, чтобы помочь лучше понять разные геопространственные процессы, оценить интересующие характеристики территории, доступность, демографический и экономический потенциал, что особенно важно для принятия взвешенных решений о будущих инвестициях", - рассказал главный редактор издательства Янис Турлайс.

Самоуправления могут использовать эту информацию при планировании развития регионов как до, так и после переформатирования муниципальных границ, определяя экономическую специализацию, оценивая доступ к необходимым услугам, создавая сеть учреждений и так далее.

Скриншот цифровой платформы АТР, данные об Адажском крае
© Photo ATP
Пример данных, которые можно узнать на цифровой платформе АТД.

На картографической основе отражены не только результаты главных исследований в рамках реформы, но и впервые в латвийской истории показана добавленная стоимость, произведенная местными предприятиями, в пересчете на сто тысяч человек населения как в отраслевом, так и в подотраслевом разрезе. Данные получены и обработаны в сотрудничестве со Службой госдоходов, Центральным статистическим управлением и другими партнерами.

Гасите свет

Одно из косвенных свидетельств фактического присутствия жителей или предпринимательской активности – потребление электричества, и на платформе АТР можно найти и такую информацию, которую Jāņa seta подготовило в сотрудничестве с Sadales tīkls.

Представлен и прогноз численности населения в 2030 году, так что, образно говоря, на этой платформе можно узнать, в каких городах Латвии в 2030 году можно будет полностью погасить свет.

Теоретически муниципальная реформа должна обеспечить, чтобы этого делать не пришлось, чтобы и за пределами Риги и ее окрестностей развивалось предпринимательство, росло благосостояние жителей, люди рожали детей и радовались жизни.

Исходя из этих соображений новые регионы и должны планировать свое развитие, и тут совершенно не к месту значительное сокращение муниципальных бюджетов. Оно полностью противоречит тому, что правительство и экс-министр Пуце обещали: начиная реформу, они говорили, что у самоуправлений будут деньги, чтобы привести хозяйство в порядок, строить дороги до окраин, реорганизовывать учреждения. На самом деле денег в распоряжении местных властей в следующем году будет сильно меньше.

Правительство планирует изменить пропорцию распределения подоходного налога – основного источника муниципальных доходов – между регионами и центром: вместо 80% собираемого налога на местах будут оставаться 75%. Тем самым у самоуправлений отнимут 90,9 миллиона евро, что вызывает опасения, что местные власти не смогут справиться со своими функциями и в особенности с помощью жителям в борьбе с коронавирусным кризисом.

По подсчетам Союза самоуправлений, доходы 77 муниципалитетов упадут более чем на 4%, и большинство из этих регионов находятся в Латгалии, где многие показатели, отраженные на платформе АТР, и так выглядят намного хуже, чем в остальной Латвии.

Представители самоуправлений выступили на заседании бюджетной комиссии Сейма с просьбой сохранить нынешнюю налоговую пропорцию или хотя бы предоставить дотацию тем муниципалитетам, чьи доходы упадут более чем на 4%. В целом на это понадобилось бы 9,2 миллиона евро. Но комиссия сказала нет, так что проект бюджета будет утвержден в нынешнем формате.

Получается, власти просят самоуправления со следующего года стать эффективнее, лучше и современнее, как и задумывал автор реформы АТР, экс-министр Юрис Пуце. Но денег на реформу будет меньше или совсем не будет, потому что обещания в карман не положишь.
58
Теги:
самоуправления, реформа
Тема:
Административно-территориальная реформа: оптимизация или дискриминация
По теме
В новом законопроекте президент Латвии вспомнил про Пыталово
"Чиновники не будут решать, где нам жить": почему фермеры блокировали дороги Латвии
Охраняйте демократию: противники краевой реформы пришли защитить Латвию от переворота
Пабрикс об отставке Пуце: это большая потеря, он провел реформу века
Мартиньш Стакис и Юрис Пуце

Простых людей наказывают мгновенно: Рижская дума не будет расследовать дело четы Пуце

489
(обновлено 11:49 27.11.2020)
Мэр Риги в два счета мог бы затребовать у полиции информацию о том, действительно ли Зайга Пуце использовала пропуск на парковку, из-за которого ее муж ушел в отставку; журналисты спросили у Стакиса, почему он этого до сих пор не сделал

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Было бы несложно выяснить, действительно ли супруга экс-министра Юриса Пуце, директор секретариата Фонда общественной интеграции Зайга Пуце использовала ВИП-пропуск на парковку Rīgas satiksme, который незаконно достал ее муж. Для того, чтобы выяснить правду, достаточно было бы просмотреть записи видеокамер Рижской муниципальной полиции. Мэру Риги Мартиньшу Стакису (который представляет Движение "За!" - партнера партии Юриса Пуце "Для развития Латвии") достаточно было бы вызвать к себе начальника полиции или исполняющего его обязанности и получить информацию о том, кто и как пользуется бесплатными пропусками.

Журналисты Neatkarīgā обратились к Стакису с вопросом о том, сделал ли он такой запрос в связи с "Пуцегейтом", а если нет, то что мешает ему это сделать.

Мэр Риги через своего пресс-секретаря Алексиса Золднерса ответил: "Рижская дума не следственное учреждение, как KNAB (Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией), Госполиция и другие. Задача Рижской думы – сотрудничать и предоставлять информацию этим учреждениям, что мы до сих пор и делали."

В Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией подтвердили, что занимаются делом четы Пуце.

"KNAB подтверждает, что он в рамках своей компетенции будет оценивать публично прозвучавшую информацию о противозаконном использовании пропуска на парковку Rīgas satiksme должностным лицом. Сейчас KNAB не может предоставить более развернутый комментарий о процессе оценки, вовлеченных лицах и методах проверки", - рассказала представитель KNAB Паула Вилсоне.

Хотя в ответе Стакиса среди следственных учреждений на первом месте упомянут KNAB, возможно, лучше с этой задачей могла бы справиться Рижская муниципальная полиция, особенно ее Управление оперативного руководства и контроля безопасности и отделение специальных задач.

На сайте Рижской муниципальной полиции можно легко найти информацию о том, как мгновенно раскрываются нарушения, связанные с автомобильным транспортом, если в них замешаны не депутаты и министры, а простые люди. К примеру, ночью 28 сентября рижские патрульные заметили автомобиль марки Peugeot, который двигался неуверенно. Полицейские остановили машину, и после проверки выяснилось, что у водителя какое-то время назад отняли права, но, несмотря на это, он все равно решил прокатиться, за что и был наказан.

"Ей тоже следовало бы уйти": как жена Пуце восприняла вопрос про пропуск на парковку>>

489
Теги:
Мартиньш Стакис, Юрис Пуце
Тема:
Скандал вокруг Юриса Пуце и финансирования "Для развития Латвии"
По теме
"Сдавший" министра Пуце депутат намекнул, что еще многое знает о том, как грабят Латвию
Юрист: судьба Пуце теперь в руках народа
Наказание за амбиции: кому из правящих партий выгоден уход Пуце
Карьера кончена: депутат Сейма сравнил Пуце с Шурой Балагановым
Табло вылета аэропорту Рига со списком отмененных рейсов авиакомпании airBaltic

От 100 миллионов до семи миллиардов евро: как страны Европы поддержали свои авиакомпании

11
(обновлено 17:59 27.11.2020)
Четверть миллиарда, выплаченных airBaltic, - это не так много на фоне сумм, выделяемых в других государствах; сколько получит крупнейшая авиакомпания региона северных и балтийских стран и как свои транспортные предприятия поддержали соседи Латвии

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Пандемия нанесла серьезный ущерб разным отраслям и предприятиям. Чтобы помочь им пережить сложное время, отдельные государства и Евросоюз в целом утвердили объемные программы поддержки. Наиболее значительные суммы получили предприятия транспортной отрасли, особенно компании. Но по-прежнему неясно, насколько сильно пандемия ударит по экономике этой осенью и зимой, так что непонятно, насколько хватит уже выделенных денег, пишет lsm.lv.

Неудивительно, что больше всего поддержки выделялось именно транспортным компаниям, потому что с началом пандемии самые большие ограничения коснулись передвижений людей, отправив транспорт и туризм в нокаут. Но значение туризма в разных странах сильно отличается, и зачастую это исключительно частные фирмы, а транспорт во всех странах – один из главных элементов инфраструктуры, и крупнейшие предприятия в этой сфере нередко полностью или частично принадлежат государству или самоуправлениям. Поэтому никто не хочет допустить их банкротства.

Миллиарды авиации

Уже с весны повседневной задачей Еврокомиссии (ЕК) стало утверждение решений стран – членов ЕС по выделению денег той или иной отрасли, тому или иному предприятию. Согласие ЕК необходимо, чтобы убедиться, что решения стран не подорвут конкуренцию внутри блока и что поддержка обоснована.

Среди решений особенно выделяются механизмы поддержки транспортного сектора, особенно авиакомпаний. Из-за пандемии сократилось число пассажиров на всех видах транспорта, но в авиации падение во втором квартале этого года составило более 90%.

Быстро стало понятно, что авиакомпании не переживут пандемию, даже если сократят издержки и уволят сотрудников.

Самую масштабную поддержку получили европейские авиационные гиганты. Франция выделила Air France семь миллиардов евро – это не только государственный заём самой авиакомпании, но и гарантии для других кредитов.

Германия в общей сложности вложит в рекапитализацию Lufthansa шесть миллиардов евро, куда входит приобретение и акций, и других финансовых инструментов. Дополнительно ФРГ обеспечит государственные гарантии займов Lufthansa на три миллиарда евро.

Нидерланды обеспечат авиакомпании KLM 3,4 миллиарда евро, часть из которых будет составлять государственный заём, а другая часть – гарантии для других займов предприятия.

Крупнейшая авиакомпания региона северных и балтийский стран – SAS – получит поддержку Швеции и Дании, которые в общей сложности вложат в ее рекапитализацию один миллиард евро.

Без поддержки не остались и малые европейские авиакомпании, в том числе airBaltic. Поддержку от своих государств получат и австрийская Austrian Airlines, и итальянская alItalia, и бельгийская Brussels Airlines, и португальская SATA airline. Форматы различны, но доминируют вложения в капитал авиакомпаний и гарантии для их займов.

Это не значит, что за бортом остались другие транспортные предприятия. К примеру, Германия утвердила схему поддержки в размере шести миллиардов евро для перевозчиков регионального и местного значения. Им будут выделяться гранты на покрытие убытков, поскольку перевозчикам пришлось обеспечивать рейсы, несмотря на значительное снижение пассажиропотока и повышение расходов на регулярную дезинфекцию транспорта. Также поддержку получат аэропорты и другие предприятия транспортной отрасли.

Латвия – самолетам, Эстония – паромам

В странах Балтии крупнейшую господдержку получили латвийская национальная авиакомпания airBaltic и эстонская паромная компания Tallink.

Решение о поддержке airBaltic Еврокомиссия приняла в начале июля, одобрив намерение правительства Латвии вложить в основной капитал компании 250 миллионов евро в качестве поддержки в период пандемии.

По-прежнему ждет вердикта ЕК Международный аэропорт Рига - в апреле правительство решило увеличить его основной капитал на 49,91 миллиона евро на преодоление кризиса.

На увеличение VAS "Latvijas Gaisa satiksme" ("Латвийское воздушное сообщение") выделено шесть миллионов евро.

Также правительство в этом году решило вложить в основной капитал Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzceļš, LDz) 32,4 миллиона евро – это было необходимо, чтобы LDz могла завершить начатые инвестиционные проекты. Предприятие также получило авансовый платеж для поддержания финансового равновесия в размере 13 миллионов.

Эстонское правительство в мае утвердило кредит Tallink в размере 100 миллионов на покрытие издержек до конца года. Заём выдало эстонское государственное агентство кредитов и гарантий для экспорта KredEx. Ранее Tallink запросил у правительства 150 миллионов евро. Как объяснило руководство компании, оно было вынуждено обратиться за помощью, поскольку в той ситуации банки не хотели давать кредит компании, парализованной пандемией.

Эстонская авиакомпания Nordica получит помощь от государства в размере 30 миллионов евро – часть вложат в основной капитал, часть предоставят в виде кредита. Nordica осуществляет рейсы по заказу других авиакомпаний и под их брендом. С началом пандемии компания столкнулась с большими трудностями, потому что польская LOT отказалась от ее услуг, а SAS значительно сократила число используемых самолетов. Руководство Nordica признало, что без господдержки предприятие к концу года оказалось бы банкротом.

Пока без серьезных дополнительных вложений работает литовский транспортный сектор. Литовские железные дороги даже выплатили государству дивиденды из прошлогодней прибыли, хотя пассажиропоток на них тоже сократился. А вот литовский оператор аэропортов Lietuvos Oro Uostai от выплаты дивидендов в этом году освободили.

Как уже писал Sputnik Латвия, руководство airBaltic уже объявило, что весной будет вынуждено запросить дополнительную помощь, если ситуация с коронавирусом не улучшится.

Глава airBaltic: весной будем увольнять и просить денег, если COVID-19 не уйдет>>

11
Тема:
airBaltic - национальный авиаперевозчик
По теме
Если не будет туристов, зачем airBaltic? Латвия рушит еще один сектор экономики
Авиаэксперт оценил перспективы затеянных airBaltic полетов "в никуда"
Tallink готовит новую волну увольнений сотрудников
Tallink просит помощи: Латвия может потерять морское сообщение со Швецией и с Финляндией