Флаги с символикой партии Для развития/За!

Партии власти подрезали крылья: раздельный старт и будущее "Для развития/За!"

222
(обновлено 10:07 01.12.2020)
Каковы перспективы "Для развития/За!" в случае раздельного старта на муниципальных выборах и почему на местах могут не согласиться с решением центрального руководства объединения

РИГА, 1 дек — Sputnik, Андрей Солопенко. Политические силы, входящие в объединение "Для развития/За!": "Для развития Латвии", Движение "За!" и партия "Рост", – заявили, что на грядущих муниципальных выборах будут идти раздельными списками. Правда, как отмечается в заявлении, в отдельных регионах общий старт все же возможен, что указывает на несогласие некоторых ячеек с разрывом. Что и логично, ведь раздельное участие заметно сокращает шансы получить представительство в муниципалитетах и может ударить в том числе и по их общей фракции в Сейме.

Из союзников в конкуренты

Объединение "Для развития/За!", зарегистрированное в апреле 2018 года, впервые приняло участие в парламентских выборах, прошедших осенью того же года, и результаты были для него успешны. Его поддержали 12% избирателей, что принесло объединению четвертое место и возможность провести в 13-й Сейм 13 депутатов. Также "Для развития/За!" смогло попасть в правящую коалицию и получить три министерских портфеля, что позволило данной политической силе закрепиться и в исполнительной власти.

Через год "Для развития/За!" довольно неплохо выступило на выборах Европарламента, заручившись поддержкой 12,4% избирателей и проведя в этот законодательный орган одного депутата – профессора Латвийского университета Иварса Иябса. На недавних выборах в Рижскую думу "Для развития/За!" совместно с партией "Прогрессивные" смогло занять первое место и получить кресло мэра, тем самым показав, что у него есть свой стабильный избиратель, а значит, объединение серьезно рассчитывает надолго закрепиться в латвийской политике и может попытаться подвинуть своих конкурентов.

На недавнем съезде "Для развития Латвии" было объявлено, что на муниципальных выборах партия надеется на "блестящие результаты", а в перспективе рассчитывает на пост премьера, который пророчили лидеру этой политической силы Юрису Пуце. Рейтинги "Для развития/За!" указывали, что такой расклад вполне возможен, но разразившийся скандал похоронил эти надежды. Пуце, попавшийся на вранье по поводу использования пропуска на автостоянки Rīgas satiksme, был вынужден уйти в отставку с поста министра.

Также оказалось, что "Для развития Латвии" могло незаконно получать пожертвования, а это уже бросает тень на все объединение, дальнейшее существование которого, как заявили в Движении "За!", будет невозможным, если подобные подозрения подтвердятся. Пока же входящие в "Для развития/За!" партии приняли решение стартовать на муниципальных выборах раздельно, что не только снижает их шансы получить представительство в самоуправлениях, но и ставит под вопрос будущее объединения, ведь теперь из союзников они превращаются в прямых конкурентов за голоса избирателей в муниципалитетах.

Региональный кадровый голод

Как отмечает политолог Филипп Раевский, даже если лидеры этих партий договорятся, что на выборах не будут использоваться разные неэтичные приемы, это не значит, что кандидаты на местах не станут критиковать друг друга. Также, по его словам, как у "Для развития Латвии", так и у Движения "За!" имеются большие проблемы с кадрами в регионах.

"У "Для развития Латвии" прогресс с рекрутированием кадров появился только тогда, когда Пуце стал министром. Ведь этот пост является серьезным ресурсом, с помощью которого можно привлечь некоторых глав самоуправлений", – подчеркнул эксперт.

Действительно, не так давно в партию вступили председатель Стопиньской краевой думы Вита Паулане, ранее состоявшая в Латвийском объединении регионов, и глава Приекульского края Элина Стапулоне, бывший член Союза зеленых и крестьян, на что Раевский обратил внимание.

"Ясно, что это влияние министерского поста, а так у "Для развития Латвии" региональное представительство очень слабое", – отметил он.

По его словам, у Движения "За!" совсем все плохо.

"Даже не представляю, кто у них есть на региональном уровне", – заявил политолог.

Кроме этого, эксперт указал, что обе эти политических силы являются либеральными, а на региональном уровне общество все же более консервативно, чем в Риге, что опять же создает для них трудности по привлечению избирателей на муниципальных выборах. По его мнению, несмотря на то, что они хотят преподнести себя как опытные политические силы, в муниципалитетах они все еще очень слабы.

"Думаю, что они через призму своего влияния в правительстве слишком оптимистично смотрят на свои возможности отдельного старта на выборах", – подчеркнул Раевский.

В связи с этим он предполагает, что при раздельном старте обе партии рискуют в некоторых самоуправлениях не преодолеть пятипроцентный барьер.

"Конечно, эта либеральная ниша, на которую они рассчитывают в муниципалитетах, есть, но она небольшая. Также не стоит забывать, что они будут бороться не только за одного избирателя, но и за одни и те же кадры, чтобы создать список. Но и кадровый состав у них тоже узок, как и избирательный, поэтому партии будут друг друга ослаблять, что снижает у всех шансы преодолеть пятипроцентный барьер и попасть в муниципальные думы", – заметил политолог.

Под ударом фракция Сейма

Раевский не исключает, что местные ячейки вполне могут пойти наперекор решению партийного руководства и решиться на общий список, тем более что в заявлении "Для развития/За!" указывается, что такой вариант возможен, однако решение по нему должно приниматься отдельно.

"Видимо, эта оговорка специально сделана на тот случай, если сами местные ячейки начнут инициировать общий список. То есть, если на местах скажут, что хотят идти вместе, то, думаю, центр не будет особо препятствовать", – допустил он.

Если партии все же решат баллотироваться отдельно, то их конкуренция может породить дополнительное напряжение в их пока еще общей фракции Сейма. Правда, в латвийской политике имеется объединение "Союз зеленых и крестьян" (СЗК), обе составные части которого в некоторых муниципалитетах не просто конкурируют друг с другом за голоса, но и бывает, что "крестьяне" находятся у власти, а "зеленые" в оппозиции, что не мешает партиям быть уже долгое время в одной сеймовской фракции.

Однако Раевский отметил, что не стоит здесь проводить параллели, так как у СЗК все же имеется большой политический опыт, чего нет у "Для развития/За!".

"У них нет настолько долгой истории сотрудничества, поэтому я считаю, что "Для развития/За!" находится в более рискованной ситуации", – заключил он.

Если противоречия между партнерами лишь усилятся, это может привести к тому, что и на следующих выборах в Сейм они решат стартовать отдельно. Правда, как считает политолог, все же надо дождаться результатов местных выборов, хотя независимо от них ясно, что позиции "Для развития/За!" стали хуже, чем явно не преминут воспользоваться их конкуренты.

222
Теги:
муниципальные выборы, "Для развития / За!"
Тема:
Скандал вокруг Юриса Пуце и финансирования "Для развития Латвии" (33)
По теме
Карьера кончена: депутат Сейма сравнил Пуце с Шурой Балагановым
Простых людей наказывают мгновенно: Рижская дума не будет расследовать дело четы Пуце
"Для развития/За!" и "Прогрессивные": в ожидании внутренней конкуренции
Испытание "медными трубами": куда пойдет "Для развития/За!"
Акция протеста армянской диаспоры Риги против войны в Нагорном Карабахе

Посольство Азербайджана осудило декларацию Латвии по геноциду армян

119
(обновлено 23:31 07.05.2021)
Посольство Азербайджана вслед за МИД Турции осудило латвийскую декларацию по геноциду армян, принятую Сеймом 6 мая

РИГА, 7 мая — Sputnik. Посольство Азербайджана в Латвии осудило принятую Сеймом декларацию о геноциде армян в Османской империи в 1915 году.

Сейм Латвии на пленарном заседании 6 мая принял декларацию, осуждающую геноцид армянского народа в период правления Османской империи. Сейм признал, что в результате действий османских властей множество представителей армянского народа были депортированы в другие регионы Османской империи, из-за голода, насилия и убийств погибло большое число людей. Депутаты осудили совершенные Османской империей преступления, убийства и насильственное перемещение армян. Они выразили убеждение, что открытые и свободные дискуссии об исторических моментах неразрывно связаны с созданием здоровой, зрелой демократии.

"Посольство Азербайджана категорически осуждает предвзятую декларацию Сейма Латвии о последствиях Первой мировой войны как "геноцид армян", игнорирующую трагедию турков, азербайджанцев, курдов, евреев и других наций с целью политизировать исторические события", - говорится в заявлении азербайджанского посольства.

Ранее декларацию осудил МИД Турции, назвав документ "необоснованной попыткой переписать историю по политическим мотивам. "Эта декларация также противоречит заявлению латвийского парламента касательно событий в истории самой Латвии по случаю 80-й годовщины оккупации Латвии (Россия рассматривает присоединение Прибалтики к СССР как соответствовавшее нормам международного права того времени - ред.), где говорится о том, что честный подход к историческим событиям является необходимым условием для развития международных отношений. И такой подход является проявлением двойных стандартов", - говорится в заявлении МИД Турции.

В конце XIX - начале XX века Османская империя осуществляла регулярные преследования и гонения на армян. В частности, в 1915 году, по данным ряда историков, были убиты более 1,5 миллиона армян.

Термин "геноцид" был предложен его автором Рафаэлем Лемкиным для обозначения массового уничтожения армян в Османской империи и евреев на территориях, оккупированных нацистской Германией. Геноцид армян является вторым по изученности актом геноцида в истории после Холокоста. В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Факт геноцида армянского народа в Османской империи признан рядом государств, а также Европарламентом и Всемирным советом церквей.

Российская Госдума в 1995 году приняла постановление "Об осуждении геноцида армянского народа 1915-1922 годов на его исторической родине - в Западной Армении".

119
Теги:
геноцид армян, Азербайджан
По теме
МИД Турции ткнул Латвию носом в ее собственную историю
Пабрикс: позиция президента США по геноциду армян осложнит отношения в НАТО
Президент США сделал заявление, которое привело в негодование Турцию и Азербайджан
Не надо обижать Турцию и делать приятное союзнику РФ: как Сейм обсуждал геноцид армян
Здание Сейма Латвии

Чиновникам зарплаты по 3 тысячи евро, бизнесу - новые налоги: Сейм одобрил законопроекты

1048
(обновлено 23:09 07.05.2021)
Зарплаты членам Совета по общественным электронным СМИ и Национального совета по электронным СМИ поднимут до 3000 евро, а вот латвийский малый бизнес ждет рост налоговых платежей

РИГА, 7 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Возможно случайно, но законопроекты на последнем пленарном заседании Сейма скомпоновались в характерную картину: защита интересов чиновников на фоне предстоящего повышения налогов для предпринимателей.

3000 евро - членам Совета по СМИ

Сейм Латвии поддержал в первом чтении поправки к закону "О вознаграждении должностных лиц и работников государственных и муниципальных организаций". Проект решения предусматривает значительное увеличение зарплат членам Совета по общественным электронным СМИ и Национального совета по электронным СМИ. Напомним, что еще год назад надзор за содержание ТВ и радиопередач в стране осуществлялось силами одного Национального совета. В прошлом году, на фоне решения о слиянии общественных СМИ в единую структуру, специально для контроля за этой организацией было принято решение о создании целой надзорной инстанции – Совета по общественным электронным СМИ. А Национальному совету оставили контроль за работой частных электронных средств массовой информации.

Зарплаты членов Совета по общественным СМИ повышаются до 3000 евро на руки, а председатель совета будет получать до 3200 евро "чистыми". Согласно нынешней редакции закона, зарплата членов совета установлена до 2368 евро, до уплаты налогов, то есть 1600 евро на руки.

До такого же размера будут подняты вознаграждения членам совета и председателю Национального совета по электронным СМИ. Сейчас "рядовой" член Национального совета получает 2256 евро до уплаты налогов, или 1600 евро на руки, а председатель совета – 2715 евро (1900 евро "чистыми").

Основным аргументом в пользу повышения зарплат было то, что "профессионалы не хотят работать" за малые деньги. Впрочем, этот довод на дебатах оспорил депутат от "Согласия" Борис Цилевич: "Те причины, почему профессионалы не хотят подавать заявки на работу в Совете по общественным СМИ, на мой взгляд, совсем иные, нежели зарплаты… Хотелось бы напомнить вам судьбу членов Национального совета по СМИ. Мы порой единогласно выбираем этих людей в совет, а через несколько месяцев на них начинаются нападки, критика, давление, или мы их просто увольняем, или же они уходят как будто бы добровольно. Вы думаете, профессионалы этого не видят? Вы думаете, что профессионалы не видят, что у совета нет реальной независимости, что политическое давление продолжается и от этих людей коалиция ожидает лишь послушания желаниям коалиции? Вот что, на мой взгляд, является главной причиной".

Звучали и другие аргументы, в частности о том, что в период кризиса, когда большинство жителей страны остались без средств к существованию, поднимать зарплаты госчиновникам такими темпами, мягко говоря, аморально.

Позиция коалиционного большинства перевесила. Депутат Артусс Кайминьш, руководитель комиссии Сейма по правам человека и общественным делам (инициатор поправок) авторитетно заявил: "Совет по общественным СМИ будет ответственен за 40 миллионов евро, выделяемых на финансирование общественных СМИ, которые поступают из госбюджета. За это будут ответственны три члена совета. На этих должностях нужны специалисты высокого ранга".

Малому бизнесу – повышение налогов

Несколько законопроектов, которые начал рассматривать парламент во втором чтении, касаются введения системы упрощенной уплаты налогов для микропредприятий и самозанятых лиц. Теоретически идея хорошая: в банке открывается счет, на который зачисляются все доходы, полученные человеком от ведения хозяйственной деятельности. Банк совместно со Службой госдоходов автоматически удерживают из поступлений сумму необходимых налогов. Предприниматель освобождается от ведения бухгалтерии. В соседней Эстонии упрощенный способ уплаты налогов используют около 3000 предпринимателей.

В ноябре прошлого года этот проект предлагал оппозиционный депутат Вячеслав Домбровский – тогда его идею забраковало министерство финансов, заявив, что на реализацию этого проекта и на его согласование понадобится не менее двух лет. Судя по всему, потребовалось гораздо меньше времени – спустя четыре месяца эти поправки поданы уже как "авторская идея" Минфина.

При этом все предложения оппозиционных депутатов были отвергнуты в ходе рассмотрения законопроекта. В числе отвергнутых оказалось и предложение Домбровского воспользоваться опытом Франции – там малые предприниматели делятся на три основные категории – поставщики товаров, поставщики услуг, работники, оказывающие профессиональные консультации – в зависимости от принадлежности к той или иной группе индивидуально устанавливаются и процентные ставки налога, и годовой максимум, до которого применяется льготная система. Это позволяет государству более гибко реагировать на специфику каждого бизнеса. Но коалиционное большинство идею не поддержало.

Депутат Сейма Любовь Швецова вообще выразила сомнение в том, что прогрессивная система уплаты налога по упрощенной схеме даст ожидаемые позитивные результаты. Дело не в том, что система неэффективна, а в том, что она вступает в силу с 1 июля этого года, то есть с того же дня, как начинают действовать поправки, проведенные министерством финансов к другим законам, в частности, речь идет о введении обязательных социальных платежей для самозанятых лиц. Так что в сумме плюсы от упрощения налоговой системы могут быть перекрыты минусами от введения новых налогов на малый бизнес.

Основные дебаты в парламенте по введению упрощенной системы налоговых сборов были посвящены настойчивым требованиям оппозиционных депутатов отменить ожидающееся повышение налогов с 1 июля, которое ударит в первую очередь по малому бизнесу. Эдгарс Таварс, депутат Союза зеленых и крестьян, заявил: "Нам надо понимать, что, принуждая малых предпринимателей работать слугами в крупных компаниях за зарплату в полном налоговом режиме, а не малыми хозяевами собственного бизнеса, мы столкнемся с тем, что не все они будут к этому готовы, согласны с этим. Многие выберут другой способ: покинут эту страну".

С 1 июля изменения налоговой системы коснется, по предварительным оценкам, около 200 000 индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса. И не исключено, что многие из них предпочтут если и не уехать из страны, то как минимум "уйти в тень". Поскольку далеко не все будут готовы платить обязательные социальные взносы даже при полном отсутствии оборота.

1048
Теги:
Сейм, Латвия
По теме
Получил 100 евро – государству отдай 170: новая модель соцвзносов обернется хаосом
Россия запретила въезд главам NEPLP и Центра госязыка: МИД Латвии шокирован и негодует
Авианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78), архивное фото

Авианосец для Европы: не надорвется ли евроэкономика?

0
(обновлено 14:57 07.05.2021)
Разработка и строительство авианосцев – удовольствие дорогое. Пока все похоже на проект создания единой европейской армии – вроде нужно, но дорого, а тут еще и 2% ВВП на НАТО отчислять. В общем, одни расходы

Американское издание The National Interest возвращается к дискуссии времен до пандемии: быть или не быть совместному европейскому авианосцу? Франция может дать технологии, Германия – деньги, отмечает автор радио Sputnik Кирилл Гришин. Возможна ли такая кооперация?

Франция без сомнения разработает и построит по крайней мере один новый авианосец в следующие два десятилетия. Второй такой корабль страна не потянет. Но учитывая, что Германия и Франция собираются разработать комбинацию "истребитель плюс беспилотник шестого поколения", которую можно было бы использовать на авианосце, эти идеи могут получить осязаемое воплощение.

The National Interest отмечает, что Германия никогда ранее не эксплуатировала авианосец, хотя в первой половине прошлого века вынашивала амбициозные планы: построить или переоборудовать шесть разных таких кораблей, но ничего из этого не вышло.

Теперь вот Берлин вполне мог бы взяться за постройку такого судна. Тем более, что эта несколько подзабытая тема вряд ли ушла из оборонной повестки бундесвера. Германия готова делать подобный проект на паях с соседями по континенту. Заявление Ангелы Меркель о том, что Берлин поддержит создание европейского авианосца двухлетней давности по-прежнему может выступать ярким ориентиром. Даже несмотря на то, что Меркель осенью уходит с должности, этот проект более чем реален.

Ведь в пользу строительства европейского авианосца высказывалась и преемница Меркель на посту ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Она считает, что проект подчеркнул бы "глобальную роль ЕС как гаранта мира и безопасности". В первую очередь, Берлин приглашает присоединиться к нему Париж, у которого, кстати, есть ядерный авианосец "Шарль де Голль".

Кроме того, Франция в конце 2020 года начала строить новый авианосец. Он сможет нести 32 истребителя и три вертолета, будет снабжен современными американскими электромагнитными катапультами. Отмечается, что Франция выбрала систему с одним авианосцем, который не всегда будет доступен, но гарантированно боеспособен. Ожидается, что он поступит на вооружение в 2038 году, он заменит "Де Голля".

Вообще, разработка и строительство авианосцев – удовольствие дорогое. В частности, как напоминает The National Interest, Соединенные Штаты тратят более десяти миллиардов долларов на корабль класса "Джеральд Форд". Поэтому идея получить финансового партнера может быть привлекательной.

И если с коммерческой точки зрения тут все более-менее ясно, то с эксплуатационной – одни вопросы. Как разделять расходы на содержание? Где будет база? Как управлять в совместных военных походах и тактических маневрах? Это же не игра-симулятор.

Центр управления будет в Берлине или в Париже? А может в Брюсселе? Но до всего этого, конечно, нужно еще добраться. Для начала хотя бы начать строить корабль. А то пока все это похоже на проект создания единой европейской армии – вроде нужно, но дорого, а тут еще и 2% ВВП на НАТО отчислять. В общем, одни расходы. Одна головная боль.

 

0
Теги:
оборона, США, корабль, военная техника, Европа