Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Носович: Беларусь может оставить порты Балтии без своих нефтепродуктов

© Sputnik / Александр НатрускинАналитик Центра общественно-политических исследований "Русская Балтика" Александр Носович
Аналитик Центра общественно-политических исследований Русская Балтика Александр Носович - Sputnik Латвия
Подписаться
Беларусь может оставить порты Балтии без своих нефтепродуктов, уведя перевалку в северо-западные порты РФ, предупредил экономист Александр Носович
Носович: Беларусь может оставить порты Балтии без своих нефтепродуктов

Посольство Беларуси в Литве заявило о намерении белорусских предприятий увеличить объем перевалки нефтепродуктов через Клайпедский порт, сообщает Sputnik Литва. На минувшей неделе посол Валерий Барановский обсудил транзит белорусских грузов с руководством литовского порта, стороны проявили "заинтересованность в сохранении и наращивании объемов переваливаемых грузов".

Это лишь декларация о намерениях с белорусской стороны, Минск делает хорошую мину при плохой игре, в действительности нефтеперерабатывающей отрасли в Беларуси может грозить банкротство, заявил Sputnik Литва экономист, политический аналитик Александр Носович.

Клайпедский морской порт - Sputnik Латвия
Лишь бы Латвии не досталось: в Литве готовы пойти на сделку с совестью ради грузов
"Это лишь декларация о намерениях с белорусской стороны, за которой стоит попытка представить хорошим положение дел в этом бизнесе. На самом деле ситуация для Минска ухудшается. Нефтепереработка в Беларуси оказалась под ударом из-за так называемого налогового маневра России. Постепенная отмена пошлин и увеличение налога на добычу полезных ископаемых в РФ привели к росту цен на поставки сырой нефти на белорусские НПЗ - до уровня мировых. Предприятия становятся убыточными, перед отраслью маячит банкротство, и в перспективе может оказаться, что через порт Клайпеды попросту нечего транспортировать", - пояснил Носович.

Аналитик отметил, что РФ и Беларусь ищут выход из сложившейся ситуации.

"Компенсация убытков от нефтяного маневра - один из основных пунктов двусторонних переговоров. Но до тех пор, пока решение не найдено, заявление об увеличении объема перевалки нефтепродуктов через Клайпеду и другие порты Балтии - это попытка сделать хорошую мину при плохой игре, - подчеркнул Носович. - Беларусь планирует нарастить перевалку только на словах, на деле готовясь к демонтажу нефтеперерабатывающей отрасли. Это самый вероятный вариант в случае, если Россия не компенсирует убытки от налогового маневра".

В случае, если стороны договорятся и белорусские НПЗ останутся на плаву, перевалка нефтепродуктов через порты Балтии вряд ли продолжится, считает эксперт.

Заправка автомобиля на одной из автозаправочных станций. - Sputnik Латвия
Связанные одной нефтью: Минск готовит Украине топливный кризис
"Скорее всего, одним из пунктов соглашения будет перевалка белорусских нефтепродуктов через порты Северо-Запада России. Есть слабая вероятность, что Минск найдет другие источники поставки сырой нефти, сопоставимые по выгоде с российскими, то есть по ценам ниже мировых. Но пока этого не произошло, и заявления о наращивании перевалки нефтепродуктов через порты Литвы или Латвии с реальностью ничего общего не имеют", - заключил Носович.

Беларусь использует балтийские порты в первую очередь для перевалки нефтепродуктов. Российские железные дороги продлили до конца 2025 года скидку на перевозки нефтепродуктов из Беларуси в направлении российского порта Усть-Луга, а также на возврат пустых цистерн из-под таких перевозок. В Минске ранее отмечали, что переориентация экспортных потоков белорусских нефтяных грузов зависит от экономической целесообразности. Если условия РФ будут хоть на копейку выгоднее балтийских, Минск на это пойдет, указывал тогдашний премьер Владимир Семашко.

Лента новостей
0