Независимый эксперт-аналитик Евгения Зайцева

"Мистика высшей марки": как Rail Baltica оказалась никому не нужна

1812
(обновлено 20:20 20.02.2020)
Даже НАТО отказалась от планов использовать Rail Baltica для перевозки тяжелой военной техники - про несуществующих пассажиров и отсутствие транзитных грузов и вспоминать не стоит
Мистика высшей марки: Зайцева объяснила, как Rail Baltica оказалась никому не нужна

В Эстонии заговорили о возможном отказе от строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica из-за нехватки средств на финансирование проекта. Первоначально 81% расходов на реализацию проекта брал на себя Евросоюз, остальные затраты должны были нести страны Балтии. Однако в новом европейском бюджетном периоде доля их участия может возрасти до 35%. В Эстонии заявили, что с такими цифрами проект теряет экономический смысл.

Независимый экономист из Латвии Евгения Зайцева призналась, что рада тому, что Эстония начала ратовать за отмену проекта - эта железная дорога в странах Балтии уже никому не нужна.

"Rail Baltica нужна только латвийской элите, которая пытается построить ее отрезок, специальное ответвление, через Ригу. В этом желании скорее просматриваются коррупционные интересы, потому что для реализации проекта нужно будет откупать землю, а экономический смысл Rail Baltica отошел на задний план", - пояснила Зайцева Sputnik Латвия.

Она напомнила, что идея проекта возникла 20 лет назад, когда страны Восточной Европы готовились к вступлению в ЕС и экономика была на подъеме.

"Тогда была нужна эта магистраль. Задумка была сделать кольцо, которое объединило бы Польшу, Литву, Латвию, Эстонию и Финляндию, Швецию, Данию. Идея слишком долго прорабатывалась, потом случился финансовый кризис 2008 года, в 2014-м началось санкционное противостояние. Потребности в грузопотоке сократились, и сейчас дорога нужна только тем, кто хочет на ней заработать", - заявила Зайцева.

Экономист подчеркнула, что сейчас нет того грузопотока, под который эта дорога задумывалась 20 лет назад, а пассажиропоток, о котором говорит Латвия, это вообще "мистика высшей марки". "Евросоюзу эта дорога не нужна, и лишних денег у него нет - поэтому он сокращает финансирование", - отметила Зайцева.

По ее словам, последним назначением Rail Baltica предполагали сделать перевозку военной техники.

"Польша пронизана сетью автобанов, по которым можно перегонять тягачи с тяжелой американской техникой. В странах Балтии провели ревизию и выяснили, что почвы здесь сложные, особенно в Латвии, и дороги не выдержат этих тягачей. Поэтому появилась идея использовать железную дорогу. Судя по всему, сейчас НАТО и США от нее отказались. На ближайших учениях технику к границам РФ будут подтягивать через порты", - рассказала Зайцева.

Железная дорога стандартной европейской колеи Rail Baltica должна пройти по территории стран Балтии от Таллина до Варшавы. В Эстонии и Латвии протяженность магистрали составит примерно по 300 километров, в Литве - 360. Согласно прогнозу британской аудиторской компании Ernst & Young от 2017 года, Rail Baltica должна принести прибыль в размере 16 миллиардов евро при вложениях в 5,8 миллиарда. По последним расчетам экспертов, реализация проекта приведет к убыткам в размере не менее четырех миллиардов евро.

1812
Теги:
железная дорога, Евгения Зайцева, Евросоюз, Эстония, Латвия, Rail Baltica
Тема:
Rail Baltica (114)
Политический эксперт, доцент МГИМО Кирилл Коктыш

К пенсии элита явно сбежит: Коктыш объяснил энергополитику Литвы

149
(обновлено 18:01 02.03.2021)
Если бы литовская политическая элита зависела от своего избирателя и связывала будущее с Литвой, то, безусловно, не принимала бы таких решений, как бойкот Белорусской АЭС и выход из БРЭЛЛ
Коктыш: энергополитика властей Литвы подчинена британской схеме обогащения

В Литве настаивают, что для полноценного бойкотирования электроэнергии с Белорусской АЭС, которое провозгласил Вильнюс, республика должна покинуть энергокольцо БРЭЛЛ. Как передает Sputnik Литва, гендиректор компании - оператора энергопередающей системы Litgrid Рокас Масюлис заявил, что электроэнергия из Беларуси будет перетекать до тех пор, пока не состоится синхронизация литовских сетей с Европой, а нынешнее соединение не прервется.

Если учитывать, что смысл подобных действий состоит в укреплении политического капитала литовской элиты за счет обнищания населения, то такое решение видится вполне достижимым, заявил Sputnik Латвия член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.

"Если понимать, что алгоритм выполнения такого решения это обогащение элиты за счет обнищания большинства, то никаких сомнений в его реализации нет. Если бы литовская политическая элита зависела от своего избирателя и связывала свое будущее с Литвой, то, безусловно, такие решения бы не принимала", - пояснил Коктыш.

Однако, по словам эксперта, такое решение вполне логично, если литовский истеблишмент рассчитывает на укрепление своего положения и соответствующую материальную компенсацию вследствие демонстрации политической лояльности, а для пенсии рассматривает другую страну проживания.

"Такая схема обогащения элит за счет обнищания большинства реализуется с середины 19-го века, алгоритм сформулирован Британией в отношении колоний и за прошедшее время не претерпел сильных изменений", - заключил Коктыш.

Энергосети стран Балтии до настоящего работают в синхронном режиме с постсоветской энергетической системой в так называемом кольце БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва). Балтийские республики заявляют о намерении к 2025 году выйти из БРЭЛЛ и синхронизировать свои сети с Европой. РФ со своей стороны убедилась в готовности к самостоятельной работе.

Нынешняя холодная зима показала, что компенсировать пики энергопотребления страны Балтии могут только за счет перетоков из РФ и Беларуси. По экспертной оценке Игоря Юшкова, выход из БРЭЛЛ повлечет за собой рост цены электроэнергии для простых потребителей в балтийских государствах и поставит под удар работоспособность национальных энергетических систем Латвии, Литвы и Эстонии. Тем не менее балтийские власти никогда не признают ошибкой решение покинуть БРЭЛЛ, уверен Юшков.

149
Теги:
Кирилл Коктыш, энергосистема, электроэнергия, энергокольцо БРЭЛЛ, Литва
Тема:
Покидая БРЭЛЛ: путь к энергетической независимости
Независимый эксперт-аналитик Евгения Зайцева

Кризис еще впереди: Зайцева раскритиковала Минэкономики Латвии

320
(обновлено 16:44 02.03.2021)
Такое чувство, что в Министерстве экономики Латвии оперируют собственными математическими моделями без оглядки на реальные цифры, отметила независимый экономист Евгения Зайцева
Кризис еще впереди: Зайцева раскритиковала Минэкономики Латвии

Министерство экономики Латвии сообщило, что введенные из-за коронавируса ограничительные меры обходятся бюджету в сто миллионов евро в месяц. По информации ведомства, ВВП Латвии в прошлом году снизился на 3,6%, экспорт - на 2,7%, импорт - на 3,3%.

Латвийские государственные эксперты называют цифры, не объясняя, что под ними подразумевается, сказала Sputnik Латвия независимый экономист Евгения Зайцева.

"У бюджета есть доходная часть и есть расходная. Поэтому высказывание о том, во сколько государству обходятся ограничения, можно понять двояко. Это значит, что государство тратит в месяц сто миллионов на "поддержание штанов" бизнеса, или речь идет о сумме недоплаченных налогов?" - рассуждает Зайцева.

По ее словам, в отчете государственной кассы за январь фигурирует уникальный для Латвии профицит общего бюджета в 82 миллиона евро. Зайцева подчеркнула, что за 30 лет профицит в годовом бюджете Латвии был всего один раз.

"Такое чувство, что в министерстве оперируют собственными математическими моделями без оглядки на реальные цифры экономики", - указала собеседница Sputnik.

По мнению экономиста, реальная статистика показывает, что кризис в Латвии еще впереди.

"Потери в годовом выполнении бюджета составляют семь процентов, и уровень безработицы не такой большой... Торговые центры на прошлой неделе выкинули белые флаги, то есть запас прочности их бизнеса заканчивается. Пока неработающие отрасли - общепит, торговые центры, гостиницы - не увольняют своих работников, и люди имеют некое содержание. Вопрос - что будет дальше", - заключила Зайцева.

Минэкономики Латвии в первом квартале текущего года в условиях существующих ограничительных мер ожидает спада экономической активности. По прогнозу ведомства, во втором квартале с началом сезонных весенних работ и улучшением эпидемиологической обстановки благодаря вакцинации экономическая активность начнет расти. По предварительным прогнозам, рост ВВП в 2021 году в Латвии составит не менее трех процентов.

320
Теги:
Евгения Зайцева, экономический кризис, ВВП, прогноз, коронавирус, Латвия
Тема:
Коронавирус наступает
Строительство газопровода Северный поток - 2, архивное фото

Война за "Северный поток - 2" подходит к концу. В проигравших Польша?

0
(обновлено 16:06 02.03.2021)
Джо Байдену не до "Северного потока - 2", новых санкций не будет, уверены западные журналисты. Значит, противостояние близко к развязке, и проигравшей из него, судя по всему, выходит Польша

Германия давно дала понять, что за "Северный поток - 2" она будет стоять горой. Каждое новое заявление только подтверждает это намерение, отмечает автор радио Sputnik Мила Журавлева. Основательно мешал в реализации этого проекта, по большому счету, только Дональд Трамп. Теперь он ушел, а новому американскому президенту надо налаживать контакты с обиженной на Штаты Европой. Соответственно, Вашингтон, видимо, сделает-таки реверанс в сторону Берлина, даст достроить и запустить газопровод.

Казалось бы, причем здесь Варшава? Ответ дает журналист еженедельника Myśl Polska Станислав Левицкий. Польша два с лишним десятилетия боролась с российским газом, и эта война вот-вот будет ей проиграна. Был международный договор от 1994 года о согласовании строительства через польскую территорию части газопровода "Ямал - Европа". В этом же документе шла речь, что будут первая и вторая нитки. На вторую Варшава не согласилась, и тогда Москва задумала проложить "Северный поток" по дну Балтийского моря.

Когда будет достроен "Северный поток - 2", и Польша, и Украина потеряют возможность хоть сколь-нибудь ставить палки в колеса Москве. Российские газопроводы будут нести топливо с Востока на Запад, независимо от этих стран.

Сейчас Варшава может только размышлять в стиле: "А если бы мы дали тогда построить вторую нитку Ямальского газопровода, тогда могли бы заработать на транзите и выглядеть солидно и лице всех партнеров". Но история, как известно, сослагательного наклонения не терпит.

0
Теги:
газопровод, газ, строительство, США, Россия, Польша, Северный поток - 2
Тема:
"Северный поток - 2" - труба раздора