Заведующий отделом экономических исследований Института Европы РАН, ведущий научный сотрудник, доктор экономических наук Анатолий Бажан

За год Латвия потеряла половину грузов: в РФ дали совет, как спасти транзит

17282
(обновлено 18:58 03.06.2020)
Катастрофические итоги первого квартала для грузовых перевозок в Латвии: что еще не поздно предпринять для спасения транзитной отрасли
За год Латвия потеряла половину транзита: Бажан указал пути спасения

В Латвии объем грузоперевозок по железной дороге в первом квартале 2020 года составил 5,983 миллиона тонн, что на 48,7% меньше, чем год назад. Объем транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам сократился на 44,6% - до 529 тысяч тонн, сообщает Ventasbalss.lv со ссылкой на данные Центрального статистического управления Латвии.

В случае отсутствия инвестиций перед транзитной отраслью Латвии открываются не самые приятные перспективы, заявил Sputnik Латвия доктор экономических наук, руководитель отдела экономических исследований Института Европы РАН Анатолий Бажан.

"Перспективы не особенно блестящие, если только не будет вложено достаточно инвестиций. Кто будет инвестировать сейчас в Латвию? Возможно, Китай заинтересуется, если, конечно, правительство балтийской республики пойдет на такое сотрудничество", - пояснил Бажан.

По его словам, Китай в целом заинтересован в размещении своих предприятий в Европе, поэтому большой поток инвестиций со стороны Пекина возможен, но только после прекращения пандемии.

Если же Латвия наладит отношения с Россией, то ее порты вновь станут источником дохода для бюджета, отметил экономист.

"Еще в советские времена порты Латвии были важными перевалочными пунктами для доставки грузов в разные регионы не только Европы, но и мира. Сейчас их значимость упала, грузопотоки идут мимо - через порты на российском побережье Балтики. Порты вновь станут источником дохода для Латвии, если она наладит отношения с Россией", - сказал Бажан.

Он подчеркнул, что урегулирование контактов между странами зависит в большей степени от политики латвийских властей - Россия готова сотрудничать при условии нормализации двусторонних отношений и улучшения внутреннего политического климата в Латвии.

В прошлом году грузовые железнодорожные перевозки в Латвии сократились на 15,8% по сравнению с 2018 годом. Доходы Латвийской железной дороги в текущем году не покрывают расходов, предприятие запросило дотацию из бюджета Латвии в размере 25 миллионов евро. До конца года организация уволит 1,5 тысячи сотрудников - это примерно четверть всего штата.

Крупнейшие порты Латвии демонстрируют отрицательную динамику грузооборота в первом квартале 2020 года. Рижский порт сократил перевалку до 8,23 миллиона тонн, что на 25,2% меньше, чем годом ранее. Порт Вентспилса показал снижение на 41% - до 4,75 миллиона тонн, в Лиепайском порту перевалка грузов упала на 22,7% - до 2,17 миллиона тонн.

 

17282
Теги:
экономика, грузы, железная дорога, порт, транзит, Латвия
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов

Когда "Северный поток - 2" снимут с паузы: аналитик прояснил судьбу проекта

96
(обновлено 20:31 23.09.2020)
Строительство газопровода "Северный поток - 2" оказалось в режиме паузы далеко не по экономическим причинам
Когда "Северный поток - 2" снимут с паузы: Лукашов о судьбе проекта

Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (IG P&I) решила не предоставлять страховое покрытие судам, которые могут участвовать в строительстве трубопровода "Северный поток - 2", сообщает РИА Новости со ссылкой на циркуляр группы. Документ рекомендует участникам оценивать и минимизировать риски заключения контрактов с Nord Stream 2 и Turk Stream.

Проблемы со страхованием судов - участников строительства "Северного потока - 2" могут замедлить ход работ, но вряд ли остановят сам проект, заявил Sputnik Латвия аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

"Проект ни в коем случае не отменяется, но сейчас строительство находится в режиме паузы. Связано это в основном с политикой, а не с экономикой, поскольку рентабельность "Северного потока - 2" сохраняется, интерес Германии к поставкам российского газа по-прежнему высок, но оказывают свое влияние политические факторы", - пояснил Лукашов.

По словам аналитика, продолжение строительства по большому счету зависит от баланса политических сил в Европе и, не в последней мере, от итогов президентских выборов в США.

"Не секрет, что основной интерес Америки в связи с "Северным потоком - 2" заключается в активном продвижении своего сжиженного газа на рынок Европы. Ситуация получит развитие после того, как станет известен новый хозяин Белого дома: либо санкции действительно будут ужесточаться, либо наоборот. Об этом мы уже скоро узнаем", - сказал Лукашов.

Строительство газопровода "Северный поток - 2" было приостановлено в конце прошлого года: швейцарский подрядчик прекратил работы в Балтийском море под угрозой санкций США. В текущем году Вашингтон пригрозил расширить ограничения на страховые компании и обслуживающие предприятия, участвующие в реализации проекта. Госсекретарь США Майк Помпео потребовал, чтобы европейцы "немедленно убирались", иначе их ждут "серьезные неприятности".

Вашингтон прикрывается заявлениями, что "Северный поток - 2" якобы повредит энергонезависимости Европы, однако на деле заинтересован в новом рынке для своего сжиженного природного газа. В Москве неоднократно указывали на экономический характер проекта, который внесет реальный вклад в энергетическую безопасность Европы.

Берлин подчеркнул неприемлемость американского вмешательства в дела Европы и заявил, что оставляет за собой право адекватного ответа. Москва категорически осудила экстерриториальное вмешательство США и заявила, что строительство "Северного потока - 2" будет завершено силами РФ. "Газпром" прокладывает две нитки газопровода "Северный поток - 2" по дну Балтийского моря в партнерстве с европейскими Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall. Как ранее информировал российский холдинг, из 2450 километров газопровода осталось достроить 160.

96
Теги:
газ, газопровод, Северный поток - 2, Дмитрий Лукашов, Евросоюз, США
Тема:
"Северный поток - 2" - труба раздора
Военный эксперт Иван Коновалов

Россию провоцируют на ошибку: эксперт о целях батальона Abrams в Литве

102
(обновлено 20:58 23.09.2020)
ЕС и НАТО в один голос говорят о снижении военной напряженности в Восточной Европе, но поведение США и их союзников - прибалтийских республик свидетельствует об обратном
Коновалов назвал цель переброски танкового батальона США в Литву

Сроки пребывания нового контингента американских военнослужащих в Литве определены, заявил министр обороны балтийской республики Раймундас Кароблис. Как передает Sputnik Литва, батальон из США пробудет в стране с ноября до середины июня будущего года. По словам Кароблиса, это никак не связано с событиями в Беларуси.

Главная задача американских войск в Литве заключается в провоцировании России, заявил Sputnik Латвия военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.

По его словам, фактор присутствия солдат США в Европе всегда будет раздражающим. Евросоюз и НАТО в один голос говорят о снижении напряженности, констатировал Коновалов, но поведение США и их союзников - прибалтийских республик свидетельствует об обратном.

"Как можно снизить напряженность, если буквально у границ России и Беларуси маршируют американские батальоны? Делается это намеренно, с провокационной целью, чтобы та самая напряженность и присутствовала, чтобы РФ, которую постоянно пытаются провоцировать, совершила ошибку", - указал эксперт.

Как подчеркнул Коновалов, это и есть главная задача военного контингента США в Литве, и это часть общей политики НАТО и США.

"Отношение к ней зафиксировано в государственных документах, касающихся строительства Вооруженных сил РФ. Усиление Западного направления теперь один из приоритетов, и это относится как раз к действиям США и их союзников в Европе. Это и есть ответ России", - заключил собеседник Sputnik.

Планируется, что в Литву в составе нового контингента прибудут более 500 американских военнослужащих, будут переброшены примерно 25 танков Abrams и около 30 бронемашин Bradley. Танковый батальон заменит подразделение, которое с начала сентября дислоцировано близ границы Литвы и Беларуси.

Президент Беларуси Александр Лукашенко еще в середине августа заявлял, что НАТО "лязгает гусеницами" у ворот Беларуси, выражая обеспокоенность увеличением присутствия альянса в Литве и Польше. В НАТО тогда заверили, что военнослужащие находятся близ белорусской границы в целях "предотвращения конфликтов и сохранения мира". Лукашенко распорядился усилить меры обороны в регионе.

НАТО под предлогом растущей агрессии значительно усилила присутствие в Балтийском регионе. Министр обороны РФ Сергей Шойгу отмечал, что Западное стратегическое направление несет наибольшую угрозу безопасности России, и Москва вынуждена принимать адекватные ответные меры.

 

102
Теги:
танки, военнослужащие, НАТО, вооружения, Иван Коновалов, безопасность, оборона, США, Беларусь, Россия, Литва
Пограничный переход между Беларусью и Польшей Переров

Секреты торговой войны: наказать Польшу Лукашенко поможет... Польша

0
(обновлено 23:16 23.09.2020)
Минск ввел режим бестоварного передвижения с Польшей. Но белорусам точно не угрожает продуктовая и товарная нестабильность, а вот что ждет поляков?

В связи с введенным режимом бестоварного передвижения теперь в Беларусь нельзя ввозить почти никакие польские товары, пишет автор радио Sputnik Кирилл Гришин. Варшава называет такое решение противозаконным и апеллирует к правилам Таможенного союза. Кто пострадает больше?

Белорусская Таможенная служба ввела ограничения на ввоз польских товаров. Варшава категорически против подобного решения, ведь Беларусь входит в Таможенный союз с Россией, Арменией, Казахстаном и Киргизией, а значит – любые новые пограничные ограничения должны вводить все эти страны. При этом польские товары не пропускают сейчас только через польско-белорусскую границу, пишет польская Gazeta Wyborcza.

По мнению автора статьи, Александр Лукашенко реализует свою давнюю мечту: он старается отрезать белорусов от польских супермаркетов. Минские власти якобы уже давно обеспокоены тем, что белорусы предпочитают ездить на шопинг в Польшу, потому что там дешевле, а заодно покупают валюту и вывозят ее за границу.

На самом же деле, поводов для фактического закрытия таможенной границы с Польшей у Минска хоть отбавляй.

Из последнего: на пункте пропуска "Берестовица" задержана партия сыра, которую везли под видом сантехнической арматуры. А еще раньше была мутная история с польскими шпротами, которые Варшава заявила (на словах) как "гуманитарную помощь" для бастующих белорусов. Почти 13 тонн продукции. Однако в сопроводительных документах не было ни слова о гуманитарном характере отправления. Поэтому деликатес развернули в обратном направлении.

Беларусь не скрывает – она намерена пресечь попытки ввоза запрещенных и ограниченных к ввозу изделий и коммерческих партий товаров под видом продукции для личного пользования. Все эти меры соответствуют нормам международного права и национальному законодательству о таможенном регулировании, подчеркнули в Минске.

После того, как многие страны закрыли свои границы, количество физических лиц, пересекающих таможенную границу, сократилось почти в пять раз. Если в прошлом году границу в сутки пересекало около 90 тысяч физических лиц, то сейчас поток снизился в несколько раз. Кстати, помимо польского направления, белорусские таможенники увеличили число сотрудников в пунктах пропуска на границе с Украиной. В общем, работа системная. А не выборочная, антипольская.

Разумеется, экономические санкции со стороны стран Балтии и Польши подтолкнули Минск к активизации таможенного контроля. Впрочем, утверждать, что весь импорт в Беларусь абсолютно легален и правильно оформлен, не приходится. Вот вам и ответ Минска. Вряд ли белорусы будут в проигрыше от этого. Работают договоренности по линии ЕАЭС и ЗСТ (Зона свободной торговли СНГ), а также в рамках Союзного государства с Россией. Так что беспокоиться на сей счет не стоит: белорусам точно не угрожает продуктовая и товарная нестабильность.

0
Теги:
таможня, торговля, граница, Польша, Беларусь
Тема:
Ситуация после выборов президента Беларуси