Экономист назвал единственное реальное достоинство Rail Baltica

© Sputnik / Владимир Трефилов / Перейти в фотобанкПрофессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич - Sputnik Латвия
Подписаться
Строить дублирующую трассу поперек основных грузопотоков - это грубое насилие над экономической наукой, но отлично годится, если кто-то на этом хочет распилить десяток миллиардов
Это Эльдорадо: Межевич о незаменимости Rail Baltica для Балтии

Специалисты Европейской ревизионной палаты сочли экономически необоснованным проект железнодорожной магистрали Rail Baltica. Как отмечается в докладе, оценка возможного пассажирского трафика Rail Baltica показала экономическую неустойчивость проекта. Хотя первоначальный бюджет строительства в 4,6 миллиарда евро возрос до семи миллиардов, запланированное на 2026 год начало работы магистрали вызывает сомнения, говорится в документе.

Проект Rail Baltica хорош только тем, что на нем можно бесконечно пилить бесконечные деньги, заявил Sputnik Латвия президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук Николай Межевич.

Политолог Семен Уралов - Sputnik Латвия
Политолог: Rail Baltica оказалась не стройкой века, а взяткой властям Балтии
"Ресторан, или фабрика по производству топливных пеллет, или даже авиакомпания - это предприятия с конечным предсказуемым экономическим эффектом. Сюда можно вкладывать средства и получать прибыли и убытки, но все эти цифры логичны и понятны профессиональному экономисту. А проекты типа Rail Baltica могут стоить от пяти до 50 миллиардов евро, но после 50 еще выяснится, что не все включено", - с иронией отметил Межевич.

По его словам, выделенные на строительство суммы будут расти неизбежно и намного, при том что экономическая целесообразность проекта нулевая - это понятно даже первокурснику института путей сообщения.

"Определенные вещи вбиты в логику экономической науки как таблица умножения. Строить дублирующую трассу поперек основных грузопотоков - это грубое насилие над экономической теорией и экономической географией. Но если кто-то на этом хочет подняться и отмыть деньги, то такой проект отлично годится, потому что проконтролировать его невозможно", - пояснил Межевич.

Rail Baltica, железнодорожная магистраль стандартной европейской колеи, по проекту должна соединить страны Балтии с Польшей. В Латвии и Эстонии предполагается построить участки дороги длиной примерно по 300 километров, в Литве - 360.

Согласно первоначальным прогнозам, при инвестициях в 5,8 миллиарда евро размер прибыли Rail Baltica оценивался в 16 миллиардов. Экспертная оценка, проведенная в 2019 году, показала, что реализация проекта приведет к убыткам в размере не менее четырех миллиардов евро.

Лента новостей
0