Польша заявила, что готова предложить Германии использовать газопровод Baltic Pipe вместо "Северного потока - 2" с целью обеспечения энергетической безопасности Европы.
Заявление Польши обусловлено ее желанием продвигать проект с собственным участием, однако Baltic Pipe не сможет заменить Германии "Северный поток - 2", заявил Sputnik Латвия директор по энергетическому направлению, руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов.
"Газопровод "Северный поток - 2" - это в первую очередь дополнительные объемы газа, поступающего в ЕС из России, в размере 55 миллиардов кубометров. Baltic Pipe имеет гораздо меньшую мощность и предполагает поставки норвежского газа. У Норвегии ресурсная база несопоставимо меньше российской и уже используется на пределе мощностей. Можно предположить, что в перспективе норвежские ресурсы будут истощаться. Россия же может предложить Европе гарантированный объем природного газа на долгосрочную перспективу. Поэтому заявление Польши можно рассматривать только в контексте противодействия проекту "Северный поток - 2", - пояснил Громов.
Аналитик отметил, что сейчас ситуация складывается не в пользу "Северного потока - 2".
"Если раньше мы наблюдали явное противодействие проекту со стороны США и скрытое - со стороны Еврокомиссии, то последние политические обстоятельства за рамками энергетики могут повлиять на позицию Германии. Если Берлин перейдет в стан противников "Северного потока - 2", шансы реализовать проект будут стремиться к нулю", - подчеркнул Громов.
"Северный поток - 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России по дну Балтийского моря к Германии. В прошлом году прокладка труб была приостановлена из-за санкций США, в 2020 году Вашингтон заговорил о новых санкциях против строителей газопровода. Теперь ограничения хотят распространить на участвующие в проекте страховые компании и обслуживающие предприятия.
В литовском МИД прокомментировали просьбу Генпрокуратуры Беларуси об экстрадиции экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской. Представитель белорусской оппозиции может чувствовать себя в балтийской республике как за каменной стеной, заявил министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис.
Цель Беларуси в данном случае заключается даже не в том, чтобы получить Тихановскую: Минск понимает, что Литва будет всячески этому препятствовать, отметил политолог, кандидат исторических наук Михаил Смолин.
"Белорусская сторона информирует, что против Тихановской есть определенные обвинения, и дает сигнал, что у Минска сформировалось четкое представление о ее составе правонарушения. Беларусь транслирует это, в том числе, и хозяевам Тихановской, чтобы они понимали, что ее в принципе больше использовать нельзя", - заявил Смолин Sputnik Латвия.
По словам эксперта, после такого документа ценность Тихановской как оппозиционного лидера распространяется только на внебелорусскую территорию: вернуться в страну она, конечно, может, но сразу же поедет к мужу в тюрьму.
Минск обозначил свою позицию как непримиримую с враждебной белорусскому государству деятельностью Тихановской, подчеркнул Смолин.
"Это такой ход белорусской стороны, чтобы обесценить Тихановскую в качестве используемого лидера оппозиции. Если лидер не может приехать в страну и возглавить оппозицию в нужный момент, то ставки этого человека понижаются в силу того, что реального влияния на оппозиционные процессы, особенно в критические моменты, он иметь не будет", - рассуждает политолог.
Он отметил, что в такой ситуации непосредственными организаторами оппозиционного движения могут стать только люди, находящиеся в Беларуси, и это обесценивает ставку, которую Запад сделал на Тихановскую.
"Ее готовили к тому, что в определенный момент она вернется в Беларусь и возглавит оппозицию на улицах. На текущий момент это уже невозможно... Власти прописали, что случится, как только она ступит на территорию Беларуси", - указал собеседник Sputnik.
Смолин добавил, что Минск воспринимает Тихановскую как государственного преступника и обозначил конкретные претензии к ее призывам и заявлениям, поэтому теперь ее деятельность ограничена только эмиграцией.
Тихановская выехала из Беларуси в Литву в августе прошлого года после президентских выборов, которые, по данным ЦИК, выиграл действующий глава государства при поддержке 80,1% избирателей. Оппозиция не признала итоги выборов, заявила о победе Тихановской и сообщила о создании координационного совета для "трансфера власти". В связи с этим Генпрокуратура возбудила дело по статье о призывах к захвату власти, ряд оппозиционеров были задержаны, другие покинули Беларусь.
Литва наряду с Эстонией и Латвией ввела санкции против высшего руководства Беларуси, назвала Тихановскую белорусским президентом и объявила о готовности принять тех, кто докажет, что пострадал от действий Минска. В Беларуси, со своей стороны, указали, что протестные акции местной оппозиции координируются, в частности, из Литвы и Польши. Москва, в свою очередь, отмечала, что Литва перешла все грани приличия во вмешательстве в дела Беларуси.
Несмотря на критические замечания Совета Европы, руководство Латвии не намерено менять политику в отношении национальных меньшинств, заявил глава правительства Кришьянис Кариньш. Обнародованная накануне резолюция СЕ содержит рекомендации латвийским властям пересмотреть политику в вопросах русскоязычного образования, участия нацменьшинств в выборах, написания имен в документах и требований владения государственным языком.
То, как власти Латвии отнеслись к рекомендациям Совета Европы, показало степень их приверженности европейским ценностям, заявил Sputnik Латвия депутат Сейма от партии "Согласие", член латвийской делегации в ПАСЕ Борис Цилевич.
Он отметил, что любое государство, вступая в СЕ, добровольно берет на себя определенные обязательства."Обязательными к исполнению являются только решения судов, в структуре СЕ - Европейского суда по правам человека. Государство, ратифицируя Европейскую конвенцию по правам человека, обязуется безоговорочно исполнять решения суда. Все остальные документы - рекомендации, резолюции - не имеют юридически обязывающего характера", - указал Цилевич.
По его словам, отношение к таким документам отражает, насколько серьезно государство воспринимает свои обязательства и приверженность тем самым ценностям, на которых основан Совет Европы, - демократия, права человека и верховенство закона.
"К моему глубокому сожалению, в данном случае правительство Латвии не демонстрирует такой приверженности европейским ценностям. Я и моя партия будем делать все возможное, чтобы Латвия следовала этим рекомендациям. Это серьезная проблема", - заключил Цилевич.
Как отметил накануне латвийский правозащитник Александр Кузьмин, невыполнение рекомендаций Совета Европы повлечет за собой подрыв репутации Латвии. Властям будет особенно сложно говорить, что проблемы русскоязычного меньшинства в стране не существует, поскольку на нее указали независимые международные эксперты, подчеркнул Кузьмин.