Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Носович: Клайпеды не станет, когда Беларусь уведет свой транзит в РФ

© Sputnik / Александр НатрускинАналитик Центра общественно-политических исследований "Русская Балтика" Александр Носович
Аналитик Центра общественно-политических исследований Русская Балтика Александр Носович - Sputnik Латвия
Подписаться
Перспектива разорения Клайпедского порта не останавливает власти Литвы - они скорее доведут население до массового голода, чем пересмотрят внешнюю политику в отношении Беларуси
Носович: Клайпеды не станет, когда Беларусь уведет свой транзит в РФ

Президент Беларуси Александр Лукашенко обратился к грузоотправителям с призывом пользоваться услугами национальных логистических центров, а не компаний из сопредельных государств. По его словам, если Беларусь "возьмется" за грузопоток из Прибалтики, логистические пункты Литвы недополучат до четверти объема транзита.

Именно для Литвы белорусский транзит имеет критическое значение, отметил экономист, политический аналитик Александр Носович.

Очередь фур в Каменном Логе растянулась на 12 километров - Sputnik Латвия
Уже более 700 фур: на границе Беларуси с Латвией и Литвой очередь становится все больше
"В Латвии и Эстонии катастрофа в транзите уже случилась. Для них критическое значение имели грузы из России, которая последние пять лет открыто переводит транзитные потоки из прибалтийских портов на свой северо-запад. Благоприятные показатели демонстрировала только транспортная отрасль Литвы - Литовская железная дорога и Клайпедский порт, потому что белорусские грузы никуда не уходили. Теперь ситуация начала меняться", - заявил Носович Sputnik Латвия.

Аналитик отметил, что уже происходят перебои с транзитом литовских грузов фурами через Беларусь.

"Последствия от ухода белорусского транзита для Литвы будут такими же, как от ухода российского - для Латвии и Эстонии. Это системные крупномасштабные потери для Литовской железной дороги и для Клайпедского порта. Для сравнения - Латвийская железная дорога находится на грани того, чтобы объявить себя банкротом, а порты Латвии квартал за кварталом обновляют рекорды падения показателей", - констатировал Носович.

По его словам, в случае развития событий по наихудшему сценарию экономические последствия для экономики Литвы будут трагическими.

"Клайпедский порт - это 6-7% литовского ВВП и 58 тысяч рабочих мест, так или иначе связанных с портовым хозяйством. При этом все население Клайпеды составляет меньше 150 тысяч человек. Возникает угроза потери градообразующего предприятия, что означает социальный кризис в третьем по величине городе Литвы", - пояснил аналитик.

Он предупредил, что это чревато не только экономической, но и политической дестабилизацией, однако такая перспектива не отрезвляет литовские власти, как политиков Латвии и Эстонии не отрезвил уход российских грузов.

Склад - Sputnik Латвия
Литва может лишиться четверти этого бизнеса: Беларусь не остановится на переводе бензина
"Наблюдая за развитием литовско-белорусских отношений в последние недели, я делаю однозначный вывод, что Вильнюс ничего не поменяет. Литва в лице того же министра иностранных дел Линаса Линкявичюса открыто заявляет, что не намерена отказываться от своей политики в отношении Беларуси, какими бы экономическими потерями это ни грозило", - подчеркнул Александр Носович.

Как указал собеседник Sputnik, для балтийской политической элиты услуги, которые они оказывают своим западным союзникам, важнее национальных интересов и благосостояния собственного населения.

"Политики Латвии, Литвы и Эстонии с легкостью от этого отказываются, лишь бы не попала под подозрение их геополитическая функция как главных борцов с Россией в Восточной Европе. Они понимают, что в 2004 году в элитный клуб Запад их принимал только ради этого, а сами по себе балтийские республики никакой ценности не представляют. Поэтому власти Латвии, Литвы и Эстонии скорее доведут свое население до массового голода, чем пересмотрят свою внешнюю политику в отношении Беларуси и России", - заключил эксперт.

© Ruptly / Associated Press / EBSВстреча на Вильне: о чем говорили Макрон и Тихановская в Литве
Носович: Клайпеды не станет, когда Беларусь уведет свой транзит в РФ - Sputnik Латвия
Встреча на Вильне: о чем говорили Макрон и Тихановская в Литве

Страны Балтии обвинили власти Беларуси в фальсификации итогов президентских выборов и жестком подавлении мирных протестов и в связи с этим запретили въезд 101 должностному белорусскому лицу, включая президента. МИД Беларуси принял симметричные ответные меры, в санкционный список вошли более 300 чиновников Латвии, Литвы и Эстонии. Лукашенко, со своей стороны, заявил, что решит проблему экономически, и анонсировал перевод белорусского транзита в порты РФ.

В Беларуси разгорелись протесты после президентских выборов, которые, по данным ЦИК, выиграл Лукашенко при поддержке 80,1% избирателей. Оппозиция не признала итоги голосования и создала координационный совет с целью "трансфера власти" в стране. Генпрокуратура сочла это угрозой белорусской государственности и возбудила дело по статье о призывах к захвату власти, в рамках которого ряд активистов оппозиции были задержаны.

Лента новостей
0