"Таких объектов в мире больше нет": российские находки на дне Балтики

© Центр подводных исследований РГОИсторический консультант Центра подводных исследований Русского географического общества Андрей Лукошков
Исторический консультант Центра подводных исследований Русского географического общества Андрей Лукошков - Sputnik Латвия
Подписаться
Чем хороша Балтика для подводных исследователей, почему нет смысла поднимать большие суда и как удалось обнаружить самую громкую находку этого года, которая "пряталась" на дне 75 лет
Лукошков рассказал об уникальных российских находках на дне Балтики

Финские дайверы в августе обнаружили на дне Балтийского моря практически неповрежденное торговое судно 17-го века. Основываясь на характере повреждений, специалисты объявили, что торговый парусник затонул в результате шторма. 

За 20 лет работы на северо-западе России - это и восточная часть Финского залива, и впадающие в него реки - найдено более 600 объектов, рассказал в эфире радио Sputnik исторический консультант Центра подводных исследований Русского географического общества Андрей Лукошков.

"Мне трудно выбрать из них наиболее интересные, потому что интересны все. Другое дело, что какие-то из них стали более известными. К примеру, к юбилею Победы мы вели работы на немецком эсминце Т-31, затопленном советскими торпедными катерами в марте 1944 года. Это самая крупная победа надводных сил Балтийского флота в Великой Отечественной войне. Его не могли найти 75 лет, а нам это удалось", - рассказал Лукошков.

Специалист объяснил, что исследователи работают с архивами, локализуют вероятные зоны поиска и с помощью акустической аппаратуры обнаруживают лежащие на дне объекты.

"Финский залив хорош тем, что здесь слабое накопление осадков. Корабли практически не занесены осадками, а почти пресные холодные воды хорошо сохраняют упавшие на дно объекты. Металлические корабли или самолеты, конечно, ржавеют, а деревянные сохраняются великолепно", - рассказал собеседник Sputnik.

Саперы МЧС разминируют немецкую баржу в Балтийском море - Sputnik Латвия
Тысячи снарядов подняли с затопленной на Балтике немецкой баржи
По словам эксперта, самый крупный деревянный корабль, лежащий на дне Балийского моря, - это 92-метровый российский 56-пушечный парусно-винтовой фрегат "Олег". "Он погиб в 1869 году и стоит на дне в полной сохранности. Объектов такой сохранности и такого богатства в мире больше нет", - подчеркнул Лукошков.

Эксперт рассказал еще об одной специальной экспедиции, организованной в 2020 году.

"Несколько лет назад мы нашли потопленный немцами в 1941 году советский военный танкер, который шел с грузом нефти. Когда его нашли, он был еще целый, а два года назад во время контрольного погружения обнаружили, что начала сочиться нефть. Организовали специальную экспедицию с экологическим уклоном, вместе со специалистами отбирали пробы, и сейчас лаборатория анализирует интенсивность выхода топлива и степень угрозы для Балтийского моря. Затем будут приняты меры по защите Финского залива от выхода нефти", - рассказал Лукошков.

Он отметил, что Центр подводных исследований РГО занимается в основном научной работой - это подводная археология.

Фрагмент панели восстановленной Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Государственном музее-заповеднике Царское Село. - Sputnik Латвия
Янтарную комнату ищут на дне Балтики: дайверы обследуют немецкий корабль
"Мы занимаемся кораблями, которые представляют исторический интерес, то есть совсем древними. Сейчас наши водолазы ведут раскопки торгового корабля, построенного в 17-м веке. Он приходил в Петербург и погиб на обратном пути в Любек. На нем шестой год ведутся раскопки, которые уже дали гигантскую коллекцию артефактов. Она поступает в музеи, в частности, отдельные экспонаты были переданы в Государственный Эрмитаж", - рассказал Лукошков.

По словам эксперта, подъем судов - это крайне сложный вопрос.

"Поднять-то мы можем, вопрос - как сохранить. Небольшие вещи поднимаются, реставраторы их консервируют и передают в музеи. Реставрировать и сохранить большой корабль - это большая проблема. В Швеции был поднят знаменитый корабль "Васа", и его 30 лет консервировали. К сожалению, технологии консервации оказались недостаточно проработаны, в древесине находится сера, которая сжигает ее изнутри", - объяснил Лукошков.

Лента новостей
0