Глава аналитического бюро СОНАР-2050 Иван Лизан

Лизан: газ на Украине уже по цене золота, а "Северный поток - 2" сделает его еще дороже

3921
(обновлено 09:24 24.02.2021)
Глава "Нафтогаза" открыто работает на США, для него важно, чтобы ГТС Украины продолжала оставаться рычагом влияния, считает глава аналитического бюро "Сонар-2050" Иван Лизан

Лизан: газ на Украине уже по цене золота, а "Северный поток-2" сделает его еще дороже
"Северный поток — 2" — это вопрос жизни и смерти для украинцев, заявил глава "Нафтогаза" Андрей Коболев.

"Северный поток — 2" — это, прежде всего, инструмент, чтобы сделать Украину беззащитной перед российской военной агрессией. Поэтому для нее этот экономически бессмысленный проект имеет полностью понятный геополитический смысл", — написал он в Facebook. Он считает, что ГТС Украины является частью системы обороны страны, пока есть транзит российского газа. Но как только у России появится возможность направить топливо в обход Украины, тогда страна станет более уязвимой перед агрессией.

Комментируя это заявление радио Sputnik, Лизан отметил, что здесь нужно разделять страхи простых украинцев и политических фигур.

Глава НАК Нафтогаз Украины Андрей Коболев
© Sputnik / Александр Максименко

"Для простых граждан Украины завершение строительства "Северного потока-2" при сохранении текущей политики Киева, скорее всего, рано или поздно обернется большими проблемами с газоснабжением. Украинская ГТС идет с востока на запад страны, от нее запитаны промышленные предприятия и многие объекты коммунальной инфраструктуры. Соответственно, если прокачка газа будет снижена, а строительство "Северного потока-2" приведет к пересыханию транзитного газового потока, то содержать украинскую ГТС будет дорого, и придется, скорее всего, серьезным образом менять конфигурацию газоснабжения украинских городов и коммунальных объектов газом. А, учитывая, что на Украине издержки всегда перекладывались на потребителя, это обернется дальнейшим усугублением энергетической бедности для граждан Украины. Там газ уже и так по цене золота, а будет, скорее всего, еще дороже ", — сказал Лизан.

Что касается страхов украинского политического руководства, то оно не способно решать никаких инфраструктурные проблемы в принципе — разучилось, не понимает и даже не знает, как, считает эксперт.

"Во-вторых, есть еще один аспект. ГТС отчасти позволяет американцам окупить проект под названием "Украина". Потому что ГТС непрерывно регенерирует денежный поток. Она является своеобразным щитом, который предохраняет Украину от чисто гипотетического силового воздействия со стороны РФ. А Коболеву как иностранному агенту – а он открыто работает на США – крайне важно защитить ГТС, сделать так, чтобы она продолжала оставаться рычагом влияния со стороны даже не столько Украины на Россию, сколько со стороны США. Это его главная задача, поэтому и риторика соответствующая", — заключил эксперт.

3921
Теги:
"Нафтогаз Украины", Северный поток-2
По теме
Правосудов оценил "гениальную" идею США по "Северному потоку - 2"
Слуцкий счел смехотворными нападки на "Северный поток - 2"
США введут санкции в отношении трубоукладчика "Северного потока - 2"
Бышок: ФРГ поддерживает "Северный поток - 2" не из любви к России
Политический эксперт, доцент МГИМО Кирилл Коктыш

К пенсии элита явно сбежит: Коктыш объяснил энергополитику Литвы

652
(обновлено 18:01 02.03.2021)
Если бы литовская политическая элита зависела от своего избирателя и связывала будущее с Литвой, то, безусловно, не принимала бы таких решений, как бойкот Белорусской АЭС и выход из БРЭЛЛ
Коктыш: энергополитика властей Литвы подчинена британской схеме обогащения

В Литве настаивают, что для полноценного бойкотирования электроэнергии с Белорусской АЭС, которое провозгласил Вильнюс, республика должна покинуть энергокольцо БРЭЛЛ. Как передает Sputnik Литва, гендиректор компании - оператора энергопередающей системы Litgrid Рокас Масюлис заявил, что электроэнергия из Беларуси будет перетекать до тех пор, пока не состоится синхронизация литовских сетей с Европой, а нынешнее соединение не прервется.

Если учитывать, что смысл подобных действий состоит в укреплении политического капитала литовской элиты за счет обнищания населения, то такое решение видится вполне достижимым, заявил Sputnik Латвия член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.

"Если понимать, что алгоритм выполнения такого решения это обогащение элиты за счет обнищания большинства, то никаких сомнений в его реализации нет. Если бы литовская политическая элита зависела от своего избирателя и связывала свое будущее с Литвой, то, безусловно, такие решения бы не принимала", - пояснил Коктыш.

Однако, по словам эксперта, такое решение вполне логично, если литовский истеблишмент рассчитывает на укрепление своего положения и соответствующую материальную компенсацию вследствие демонстрации политической лояльности, а для пенсии рассматривает другую страну проживания.

"Такая схема обогащения элит за счет обнищания большинства реализуется с середины 19-го века, алгоритм сформулирован Британией в отношении колоний и за прошедшее время не претерпел сильных изменений", - заключил Коктыш.

Энергосети стран Балтии до настоящего работают в синхронном режиме с постсоветской энергетической системой в так называемом кольце БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва). Балтийские республики заявляют о намерении к 2025 году выйти из БРЭЛЛ и синхронизировать свои сети с Европой. РФ со своей стороны убедилась в готовности к самостоятельной работе.

Нынешняя холодная зима показала, что компенсировать пики энергопотребления страны Балтии могут только за счет перетоков из РФ и Беларуси. По экспертной оценке Игоря Юшкова, выход из БРЭЛЛ повлечет за собой рост цены электроэнергии для простых потребителей в балтийских государствах и поставит под удар работоспособность национальных энергетических систем Латвии, Литвы и Эстонии. Тем не менее балтийские власти никогда не признают ошибкой решение покинуть БРЭЛЛ, уверен Юшков.

652
Теги:
Кирилл Коктыш, энергосистема, электроэнергия, энергокольцо БРЭЛЛ, Литва
Тема:
Покидая БРЭЛЛ: путь к энергетической независимости
Независимый эксперт-аналитик Евгения Зайцева

Кризис еще впереди: Зайцева раскритиковала Минэкономики Латвии

597
(обновлено 16:44 02.03.2021)
Такое чувство, что в Министерстве экономики Латвии оперируют собственными математическими моделями без оглядки на реальные цифры, отметила независимый экономист Евгения Зайцева
Кризис еще впереди: Зайцева раскритиковала Минэкономики Латвии

Министерство экономики Латвии сообщило, что введенные из-за коронавируса ограничительные меры обходятся бюджету в сто миллионов евро в месяц. По информации ведомства, ВВП Латвии в прошлом году снизился на 3,6%, экспорт - на 2,7%, импорт - на 3,3%.

Латвийские государственные эксперты называют цифры, не объясняя, что под ними подразумевается, сказала Sputnik Латвия независимый экономист Евгения Зайцева.

"У бюджета есть доходная часть и есть расходная. Поэтому высказывание о том, во сколько государству обходятся ограничения, можно понять двояко. Это значит, что государство тратит в месяц сто миллионов на "поддержание штанов" бизнеса, или речь идет о сумме недоплаченных налогов?" - рассуждает Зайцева.

По ее словам, в отчете государственной кассы за январь фигурирует уникальный для Латвии профицит общего бюджета в 82 миллиона евро. Зайцева подчеркнула, что за 30 лет профицит в годовом бюджете Латвии был всего один раз.

"Такое чувство, что в министерстве оперируют собственными математическими моделями без оглядки на реальные цифры экономики", - указала собеседница Sputnik.

По мнению экономиста, реальная статистика показывает, что кризис в Латвии еще впереди.

"Потери в годовом выполнении бюджета составляют семь процентов, и уровень безработицы не такой большой... Торговые центры на прошлой неделе выкинули белые флаги, то есть запас прочности их бизнеса заканчивается. Пока неработающие отрасли - общепит, торговые центры, гостиницы - не увольняют своих работников, и люди имеют некое содержание. Вопрос - что будет дальше", - заключила Зайцева.

Минэкономики Латвии в первом квартале текущего года в условиях существующих ограничительных мер ожидает спада экономической активности. По прогнозу ведомства, во втором квартале с началом сезонных весенних работ и улучшением эпидемиологической обстановки благодаря вакцинации экономическая активность начнет расти. По предварительным прогнозам, рост ВВП в 2021 году в Латвии составит не менее трех процентов.

597
Теги:
Евгения Зайцева, экономический кризис, ВВП, прогноз, коронавирус, Латвия
Тема:
Коронавирус наступает
Петербургский нефтяной терминал

Цена и долгосрочность: российские портовики приняли бензин из Беларуси не просто так

8
(обновлено 11:21 03.03.2021)
Для "Петербургского нефтяного терминала" интересно привлечение существенного объема белорусских нефтепродуктов, однако выгодно это будет, если совпадет несколько условий: долгосрочность, постоянство, цена, рассказал Михаил Скигин

РИГА, 3 мар — Sputnik. "Петербургский нефтяной терминал" в текущем году рассчитывает перевалить 810 тысяч тонн белорусских нефтепродуктов, с другими терминалами на российской Балтике "ПНТ" будет конкурировать за белорусский объем за счет ставок и гибкого подхода к приему различных продуктов, рассказал совладелец "ПНТ" Михаил Скигин в интервью газете "Коммерсант".

"По условиям межправительственного соглашения в 2021 году ПНТ ожидает принять 680 тысяч тонн мазута и 130 тысяч тонн масла с белорусских НПЗ", - заявил Скигин.

По его словам, основные конкуренты "ПНТ" – Высоцк, Усть-Луга, Приморск, с терминалами на Балтике за белорусские нефтепродукты "ПНТ" будет бороться за счет гибкого подхода и готовности переваливать различные виды продуктов. Сейчас терминал готов переваливать больше 20 видов нефтепродуктов: кроме традиционных мазута, дизтоплива и авиакеросина это различные грейды СМТ (судовое маловязкое топливо), ДГК (дистилляты газового конденсата) и ОНТ (остатки нефтяные тяжелые).

"С точки зрения технологии — это сложно. Четыре продукта достаточно просто разложить по мощностям, а 20 требуют очень сложной логистики: какой продукт в какую трубу попадает, в какой резервуар, на какой танкер. Все должно работать как швейцарские часы, чтобы продукты не перемешивались", - рассказал Скигин.

По его словам, для терминала интересно привлечение существенного объема белорусских нефтепродуктов, однако выгодно это будет, если совпадет несколько условий: долгосрочность, постоянство, цена.

Ранее стало известно, что белорусская "Новая нефтяная компания" уже выставила на торги 788 тысяч тонн топочного мазута производства Мозырского НПЗ с поставкой в марте - декабре на условиях FOB в терминале "ПНТ" в порту Санкт-Петербурга. Они должны состояться 10 марта. Согласно данным торгов, первая отгрузка запланирована на апрель в размере 97,2 тысячи тонн.

Россия и Беларусь в середине февраля подписали межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через морские порты РФ. Срок действия договора – три года с возможностью автоматической пролонгации.

За три года предполагается поставить 2,9 миллиона тонн мазута с Мозырского НПЗ и 0,96 миллиона тонн нефтепродуктовых масел с Новополоцкого НПЗ через порт Санкт-Петербург. Порт Усть-Луга перевалит 4,3 миллиона тонн бензина с Мозырского НПЗ, 0,4 миллиона тонн газойля с Мозырского НПЗ и 1,3 миллиона тонн — с Новополоцкого НПЗ. До портов нефтепродукты будут доставляться железнодорожным транспортом.

Российские стивидоры, трейдеры и перевозчики обеспечили белорусским компаниям скидки, чтобы прийти к паритету с условиями, которые сейчас предлагает Прибалтика.

8
Теги:
грузоперевозки, нефтепродукты, Россия
По теме
Носович рассказал, как страны Балтии будут пытаться компенсировать катастрофу с транзитом
Условия не хуже, чем в Прибалтике: РФ и Беларусь подпишут соглашение по перевалке грузов
Литва отреагировала на разворот белорусского транзита в Россию
РФ уравняла цены с Прибалтикой: договор на перевалку белорусского бензина подписан