Польша расплетает Балтийскую косу

© Foto : Urząd Morski3D-проект канала через Балтийскую косу
3D-проект канала через Балтийскую косу - Sputnik Латвия
Подписаться
Угроза для экологии, повышение политического рейтинга и пополнение бюджета из фондов ЕС. Латвийские и российские эксперты пробуют отыскать здравый смысл в решении Польши о строительстве канала через Балтийскую косу

РИГА, 28 фев — Sputnik. 24 февраля Сейм Польши большинством голосов принял закон о строительстве канала, соединяющего Калининградский залив и Гданьскую бухту. Разработанный правительством и одобренный депутатами проект также позиционируется как инвестиция в обороноспособность и безопасность государства.

С латвийской стороны планы Польши вызывают опасения у руководителя экологической организации "Латвийский зеленый крест" Артурса Плотниекса: "Экологи относятся крайне негативно к идее строительства канала. Активное и грубое вмешательство в естественные природные процессы приводит, как правило, к очень печальным последствиям. Достаточно вспомнить, что, например, создание системы орошения привело к осушению Аральского моря. Я не говорю, что из-за канала высохнет та часть залива, которую Балтийская коса отделяет от остальной "большой воды". Но!

За столетия там сформировался уникальный природный климат: и на самой косе, и по берегам, и у дна. Могут быть совершенно непредсказуемые последствия, если огромную часть косы превратить в остров".

"Есть все основания утверждать, что из-за политического решения Польши будет уничтожен уникальный природный объект. Остров, если он появится, просто замоет: постепенно будут уменьшаться берега, а одновременно с этим — гибнуть мир флоры и фауны. И что произойдет с экосистемой залива? Точно этого сейчас никто не скажет, но последствия могут быть необратимыми", — говорит Артурс Плотниекс.

Финансовая сторона вопроса

План Польши построить канал через Балтийскую косу, который должен соединить Калининградский залив и Гданьскую бухту, скорее всего, реализован не будет, считает эксперт ИАЦ МГУ по странам Балтии Сергей Рекеда. Смысл подобных проектов заключается в том, чтобы получать финансирование из европейских фондов.

Остатки реликтовых деревьев на берегу Балтийского моря - Sputnik Латвия
Сейм Польши принял закон о строительстве канала через Балтийскую косу
"Аргумент о достижении независимости от России уже стал универсальным инструментом для лоббирования проектов в Европе, в том числе в странах Балтии и Польше, — рассказал политолог. — Скорее всего, частично будут запросы на финансирование из европейских фондов. Это уже отработанная схема для пополнения бюджета".

Изначально Польша рассчитывала на помощь ЕС, однако финансирования не последовало из-за протестов экологов. Эксперт по странам Балтии напомнил о попытках реализовать в регионе схожие инфраструктурные проекты, например, Литва пыталась построить мост на Куршскую косу. Этот проект также не удалось реализовать из-за экологических претензий.

"Цель — создать проект, который получает финансирование, а потом распределить средства между ведомствами или чиновниками. Суть проекта не имеет значения, это лишь способ получить дополнительные финансовые вливания", — подчеркнул Рекеда.

Доказать суверенитет

Вопрос достижения "независимости от России" для польских властей имеет принципиальный характер. Еще в ходе предыдущей предвыборной гонки в Сейм лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский делал ставку на продвижение идеи строительства канала и в сентябре 2014 года добился того, что министерство морского и внутреннего судоходства внесло проект в перечень приоритетных.

Позиция Качиньского и его партии в вопросе строительства канала строилась на утверждении, что заключенный между Варшавой и Москвой договор, регулирующий режим прохода судов в порт Эльблонга, — это свидетельство зависимости от России. Ставя основной задачей партии "раз и навсегда на сто процентов" покончить с любой угрозой суверенитету Польши, особенно со стороны восточного соседа, Качиньский активно продвигал идею канала через Балтийскую косу, не уставая напоминать избирателям, что речь идет об интересах военно-политического характера, а также о "сохранении определенного статуса" Польши.

Кроме того, политик и лидер нынешней правящий партии "Право и справедливость" предсказал, что Москва выступит против строительства такого канала. Хотя позиция России была ясна еще с момента первого выдвижения проекта в 2006 году.

© Sputnik / Ekaterina StarovaКанал через Балтийскую косу
Канал через Балтийскую косу - Sputnik Латвия
Канал через Балтийскую косу

Депутат Госдумы РФ Андрей Колесник, в 2003-2011 годах бывший председателем совета директоров Калининградского морского торгового порта, подтвердил догадку Качиньского: Россия будет против, однако экономические и политические моменты тут ни при чем.

"Строительство канала негативно повлияет на экосистему. В Гданьском заливе рыбные нерестилища, небольшие глубины (в некоторых местах 1,5 метра), илистое дно. Если неподалеку пройдут крупные корабли, будут размываться берега и вымываться дно. Придется заняться серьезным укреплением фарватеров. Землечерпалка будет работать постоянно, а это требует значительных средств", — отметил Колесник.

По его мнению, решение строить морской канал через Балтийскую косу исключительно политическое, так как для Варшавы оно не несет никаких экономических выгод. Более того, на польской части косы находятся дома отдыха, известные курортные места в Польше, которые придется закрыть.

"Рядовые поляки скептически относятся к этой идее, но политические элиты пытаются получить дивиденды, чтобы заокеанский дядя похвалил. Хотя сейчас с заокеанским дядей тоже вопросы, может и не похвалить. К тому же ЕС уже не так крепок, денег будет не так много. Эта история не очень рациональная, даже если выдвигать на первый план политический аспект", — подчеркнул Колесник.

Помимо экологии косы, пострадает рыболовство — основная отрасль, в которой занято местное население. Ущерб от строительства достаточно большой, в то время как выгода сомнительна.

Своим мнением в интервью Sputnik Латвия поделился доцент Исторического факультета МГУ Юрий Борисенок: "Этот проект характера, скорее, маргинального, потому что реально он навредить России не способен. Но и улучшить российско-польские отношения не способен тем более, — считает он. — Проект существовал еще в планах партии "Гражданская платформа", а партия "Право и справедливость", которая ныне у власти в Польше, его подхватила. Ситуация интересна тем, что в ней проявилось достаточно редкое единство позиций и старой, и новой польской власти".

"Я думаю, что подобные проекты не слишком результативны по своей сути. Но линия на конфронтацию, которой польские власти придерживаются даже в мелочах, прослеживается очень четко. Ждать каких-то изменений к лучшему в этой политике не приходится", — говорит Борисенок.

Балтийское море - Sputnik Латвия
"День Балтийского моря" даст рекомендации по защите экологии Балтии
Он напомнил и о протестах экологов: "Экологи как при старой власти протестовали, так продолжают и при новой. Безусловно, экологический протест может сыграть определенную роль, если дело дойдет до реализации проекта. Потому что от принятия решений и выделения средств до реальных последствий пройдет время".

"Эстония далеко. У Латвии есть свои морские владения. А вот для Литвы, которая находится по соседству и включена в общую систему судоходства на Балтике, я думаю, ничего хорошего в этом проекте нет, — рассуждает эксперт. — Польско-литовские отношения не отличаются особой теплотой, потому что есть проблема, как известно, литовских поляков, и нынешние власти в Вильнюсе по ней занимают довольно жесткую позицию. Другими словами, польские власти прежде всего свои собственные интересы на первый план выдвигают".

Польские власти проанонсировали идею создания канала еще в августе 2014 года. А 24 февраля 2017 года Сейм Польши принял закон о строительстве морского канала через Балтийскую косу. Теперь закон должен рассмотреть сенат. В случае утверждения, строительство начнется в 2018 году и завершится спустя четыре года.

Калининградский залив закрыт от Балтийского моря косой длиной 65 километров. Северная часть принадлежит России — 35 километров, а остальное — польская территория. Корабли могут попасть из залива в море по узкому проливу, который находится на территории РФ.

В настоящее время проход судов по Балтийскому проливу регулируется специальным контрактом между Москвой и Варшавой. Проход одного судна обходится польской стороне в 50 евро. В службе управления движением судов по Калининградскому каналу отметили, что "за все годы ни одного возражения по поводу прохода польских кораблей по заливу не было".

"На сегодняшний день польские суда ходят и в ближайшем будущем продолжат ходить через Балтийск", — сообщил Sputnik представитель службы управления за движением судов.

Строительство канала длиной 1,3 километра и глубиной пять метров позволит заходить в польский порт Эльблонг судам морских параметров. По мнению польских депутатов, канал обеспечит обороноспособность и безопасность государства, покончив с зависимостью от России. Стоимость проекта оценивается в 250 миллионов долларов.

Лента новостей
0