Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

В Литве обсуждение штрафа за рельсы свернули к жалобам на "Газпром"

© Sputnik / Максим Блинов / Перейти в фотобанкСтенд компании "Газпром"
Стенд компании Газпром - Sputnik Латвия
Подписаться
Даля Грибаускайте на встрече с еврокомиссаром Маргрет Вестагер уделила много внимания энергетике - речь шла и о политике "Газпрома", и о строительстве БелАЭС, хотя главная цель визита Вестагер - обсуждение штрафа для Литовских железных дорог

РИГА, 10 окт — Sputnik. Еврокомиссар Маргрет Вестагер прибыла в Литву, чтобы обсудить с руководителями страны штраф, назначенный Брюсселем компании Lietuvos gelezinkeliai за разобранную железнодорожную ветку в Латвию, однако президент Даля Грибаускайте использовала эту встречу как повод обсудить штрафы для "Газпрома", а также угрозы, которые якобы исходят от "Северного потока" и БелАЭС, передает Sputnik Литва.

Литва хочет денег от "Газпрома"

Во время встречи с Вестагер президент Литвы заявила, что Литва надеется на то, что Еврокомиссия (ЕК) останется принципиальной в деле "Газпрома" и добьется возмещения за причиненный финансовый ущерб всем пострадавшим от монополии концерна странам, сообщила пресс-служба президентского дворца.

"Президент надеется, что Еврокомиссия останется принципиальной в вопросе крупных компаний, таких как "Газпром", когда, воспользовавшись доминирующим положением в 2004–2012 годах… Литве и другим странам ЕС пришлось платить цену за газ, превышающую рыночную", — говорится в пресс-релизе.

Отмечается также, что глава Литвы призвала ЕК достичь того, чтобы "пострадавшим от монополии "Газпрома" странам была выплачена компенсация за причиненный финансовый ущерб", и обеспечить, чтобы в будущем были предоставлены конкурентные и отталкивающиеся от ситуации на рынке цены.

Газпром, бурение газовой скважины - Sputnik Латвия
Минэнерго Литвы не поддерживает предложения Еврокомиссии по "Газпрому"

Еврокомиссия в августе 2012 года инициировала расследование возможного нарушения "Газпромом" антимонопольного законодательства ЕС. В 2015 году ЕК выдвинула российской компании официальные обвинения в нарушениях в Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии. "Газпром" в конце 2016 года направил итоговые предложения по урегулированию этого дела.

Компания соглашается исключить из контрактов запрет на трансграничную перепродажу газа, а также привязать цену для Польши, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы к бенчмаркам (ценовым эталонам – ред.), причем потребители получат право запускать процесс пересмотра цены, если она будет отличаться от бенчмарка. Помимо этого, Венгрия, Польша и Словакия смогут получать газ на пунктах его поступления в страны Балтии, а "Газпром" обещает не требовать компенсации от Болгарии за отказ от "Южного потока".

ЕК предварительно одобрила предложения "Газпрома" и после этого проверяла реакцию рынка.

Болгария с некоторыми замечаниями согласилась с предложенным "Газпромом" вариантом урегулирования антимонопольного разбирательства. А вот Польша, Литва и Эстония выступили против мирного исхода дела.

Минэнерго Литвы заявило, что предложения "Газпрома" "не обеспечивают того, что литовские предприятия смогут покупать газ свободно и по справедливой цене, потому что ситуация на рынке изменилась".

"Конкурентную цену, а также энергетическую безопасность сегодня нам обеспечивает терминал сжиженного природного газа в Клайпеде, ставший альтернативой российскому газу. Второе, все обязательства не компенсируют и не возмещают тот миллиардный ущерб, который потребители Литвы и всего региона понесли в прошлом из-за злоупотребления "Газпромом" монопольным положением", — заявил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.

Эстония в своем комментарии для Еврокомиссии заявила, что представленные "Газпромом" предложения по урегулированию дела "не являются пропорциональными размерам нарушения". Эстонская сторона считает, что предложения "Газпрома" для Еврокомиссии должны быть дополнены так, чтобы "была возможность устранить влияние, вызванное злоупотреблением монопольным положением и обеспечить ситуацию, при которой подобное будет невозможным". Кроме того, Эстония предлагает назначить "Газпрому" еще и штраф.

Польша в письме Еврокомиссии заявила, что страна не поддерживает эти предложения, поскольку они "не решают проблемы нарушения российской компанией законодательства о конкуренции ЕС и не гарантируют, что оно не будет нарушено в будущем". Основные возражения, изложенные в письме в адрес Еврокомиссии, касаются, в частности, запрета реэкспорта, механизма пересмотра цен, отсутствия решения по вопросу газопровода "Ямал". Польшу также не устраивают слишком короткий срок обязательств и правила соблюдения договоренностей.

Очередная встреча представителей "Газпрома" с еврокомиссаром Маргрет Вестагер намечена на 13 октября.

При этом в компании заявили, что не боятся честной конкуренции на рынке Европы.

"Скажу откровенно, мы не боимся честной конкуренции на рынке ЕС, а приветствуем её, так как её наличие открывает потребителям новые возможности, сигнализирует о справедливом уровне цен и позволяет более спокойно относится к попыткам политизации газового бизнеса и раздуванию различных фобий в духе холодной войны", — заявил зампред правления "Газпрома" Александр Медведев.

Литва против "Северного потока — 2" 

Президент Литвы Даля Грибаускайте также обсудила с Вестагер ситуацию с газопроводом "Северный поток — 2".

"Президент на встрече подчеркнула, что газопровод "Северный поток — 2" противоречит энергетическим целям ЕС, а также повысит зависимость Европы от газа "Газпрома", — отмечает президентский дворец.

"Северный поток — 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии.

Первые трубы проекта Северный поток -2 - Sputnik Латвия
Литва и Дания будут сообща противодействовать "Северному потоку - 2"

Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, а также Дания выступают против строительства нового газопровода. По их мнению, проект несет в себе риски геополитической дестабилизации и может привести к ограничению конкуренции.

Против проекта также выступают в США, которые хотят снабжать Европу своим СПГ, и на Украине, которая не хочет потерять доходы от транзита российского газа.

В России неоднократно заявляли, что проект "Северный поток — 2" чисто экономический, и тезис об "ущербе энергобезопасности" Европы не выдерживает критики — напротив, диверсификация маршрутов транспортировки газа позволит уменьшить транзитные риски и повысит надежность газоснабжения его потребителей. При этом маршрут "Северного потока — 2" до Германии почти на две тысячи километров короче, чем через Украину, что снижает стоимость его доставки.

… и против БелАЭС 

Грибаускайте в очередной раз обсудила вопрос строящейся у границ с Литвой атомной станции (БелАЭС).

По словам президента, "это геополитический проект России, которым пытаются угрожать всей Европе, поэтому ЕС должен придерживаться принципиальной позиции — позволять попаданию на рынок Европы из третьих стран только той электроэнергии, которая произведена при соблюдении требований безопасности ЕС".

Белорусская АЭС, строящаяся рядом с городом Островец в Гродненской области в 50 километрах от Вильнюса, будет состоять из двух энергоблоков. Для ее строительства выбран проект АЭС-2006 — типовой российский проект атомной станции нового поколения "3 плюс" с улучшенными технико-экономическими показателями.

Александр Сергеевич Фролов - Sputnik Латвия
Эксперт усомнился в здравомыслии Литвы в вопросе БелАЭС, Латвия прагматичнее

Литва предъявляет претензии к БелАЭС практически с момента принятия Минском решения о ее строительстве, заявляя, что станция якобы не будет достаточно безопасной. Вильнюс инициирует запрет на покупку электроэнергии с БелАЭС в ЕС. Ранее парламент Литвы постановил, что эта электростанция несет "угрозу для национальной безопасности" республики. Кроме того, был принят закон, которым планируется ограничить импорт электроэнергии из Белоруссии.

Минск заявляет, что АЭС будет соответствовать самым высоким стандартам безопасности.

При этом министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил, что дискуссии вокруг строительства Белорусской АЭС политизированы и искусственно созданы. Минск ни в коей мере не собирается нарушать международные обязательства, которые взял на себя в рамках развития атомной энергетики. "Мы… крайне заинтересованы в том, чтобы эта станция была максимально безопасной", — подчеркнул глава МИД.

Министр заверил, что Белоруссия работает и будет далее работать очень тесно с Международным агентством по атомной энергии. Макей напомнил, что Минск также работает вместе с Европейской комиссией по анализу результатов "стресс-тестов" БелАЭС.

Он также заявил, что "какие бы инсинуации ни запускались относительно Белорусской атомной станции с подачи в первую очередь политически ангажированных кругов Литвы, "бойкота" станции не получается, даже со стороны самых ближайших союзников Вильнюса".

Штрафы остались напоследок

Наконец, обсуждая вопрос о наложении на Литовские железные дороги штрафа в размере 28 миллионов евро за демонтаж в 2008 году железнодорожных путей, ведущих в Латвию, президент Грибаускайте отметила, что "сложившаяся ситуация не только создает большую финансовую нагрузку для страны, но и может сильно подорвать имидж Литвы на международной арене".

Железная дорога - Sputnik Латвия
В Литве признали, что разобранные рельсы придется строить заново

Участок железной дороги между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был демонтирован литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, который не завершился и десять лет спустя. Двадцать километров пути ударили по транзитной мощи Латвии и помогли Клайпедскому порту увеличить грузооборот, поскольку здесь проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты Латвии и Эстонии.

В 2011 году польская компания Orlen, которая контролирует грузопотоки Мажейкяйского завода и поставляет топливо в Латвию, пожаловалась в Еврокомиссию (ЕК), обвинив Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги) в нечестной конкуренции. В марте 2013 года ЕК начала официальное расследование, по итогам которого на литовскую компанию был наложен штраф, а также обязанность восстановить пути.

Литовские должностные лица не признают нарушения и заверяют, что участок пути в 2008 году был разобран из соображений безопасности, а транспортные потоки существенно не изменились.

После того как Литва окончательно признает нарушение либо проиграет дело в суде, предприятие "Латвияс дзелзцельш" и Orlen могут потребовать компенсации убытков.

Лента новостей
0