Тепловоз с грузовыми вагонами на путях

Литовский министр: нельзя отпускать вожжи транзита на Калининград

14043
(обновлено 18:27 25.10.2017)
Литва могла избежать штрафа от Еврокомиссии за разобранные рельсы до Реньги, если бы пошла на разделение Литовских железных дорог на несколько профильных структур, однако тогда бы она утратила монополию на калининградский транзит

РИГА, 25 окт — Sputnik. Транзит в Калининград должен оставаться под контролем Литвы — это в интересах не только балтийской страны, но и всей Европы, заявил министр транспорта Рокас Масюлис. Поэтому, по его мнению, требование Еврокомиссии провести реструктуризацию компании-монополиста "Литовские железные дороги" может увеличить геополитические риски, передает kgd.ru.

Еврокомиссия в начале октября объявила, что компания Lietuvos gelezinkeliai (LG, Литовские железные дороги) незаконно ограничила конкуренцию, когда в 2008 году разобрала железнодорожное полотно, которое вело от Мажейкяя до латвийской станции Реньге, и назначила штраф в 28 миллионов евро. Литва также обязана исправить нарушение — восстановить разобранные пути или принять другие меры для восстановления конкуренции. Речь идет о реструктуризации монополиста — представители Еврокомиссии призывают разделить Lietuvos gelezinkeliai на несколько компаний по виду деятельности, обеспечив тем самым конкуренцию.

Контроль над тем, что РФ везет в Калининград

Литва могла избежать штрафа, если бы удалось договориться с Еврокомиссией о реорганизации Lietuvos gelezinkeliai, однако этого не произошло. По словам главы Министерства транспорта и коммуникаций Литвы Рокаса Масюлиса, такой шаг идет вразрез с геополитическими установками и интересами национальной безопасности.

"Необходимо помнить, что Литва обеспечивает железнодорожный транзит в Калининград. В интересах не только Литвы, но и всей Европы, чтобы транзит в эту зону находился под контролем", — заявил Масюлис.

По словам министра, "геополитические цели диктуют, чтобы этим не занималось слабое предприятие". Дробление же государственного монополиста может привести к такому повороту событий.

"Представьте себе, что мы открыли двери и раздробили рынок", — говорит Масюлис. По его утверждению, как раз это "является стратегической целью России".

"Сколько времени занял бы демпинг цен, и речь идет не о коммерции, а о политике, геополитике. Отпустив вожжи, я уверен, мы бы столкнулись с попытками (России — ред.) утвердиться в этих перевозках", — считает министр.

Масюлис отметил, что ситуация с недопониманием в Брюсселе значения калининградского транзита была при вступлении Литвы в 2004 году в ЕС. "Европа сначала не понимала, что из себя представляет этот транзит, а потом поддержала нас в необходимости предоставления исключений, чтобы всё в Литве было в одних руках, потому что в конечном счете это в интересах всей Европы", — заключил Масюлис.

Политика или экономика?

Масюлис, говоря о геополитике применительно к вопросу грузоперевозок в Калининград, делает упор на рисках, с которыми Европа может столкнуться, если российские компании встроятся в цепочку транзита на этом направлении — министр, очевидно, намекает на угрозу поставок грузов военного назначения в Калининград.

Однако у Литвы в этом вопросе — прямой экономический, а не геополитический интерес. До сих пор Lietuvos Geležinkeliai фактически монопольно оперировал на маршруте в Калининград, что позволяло ему держать высокие цены за коридор и получать гарантированный грузопоток в размере 10 миллионов тонн в год. При этом Вильнюс уже поднимал тарифы на транзит в 2005 году — тогда расценки подскочили сразу на 15%. Добиться их снижения удалось лишь по итогам длительных переговоров.

Перспектива полностью потерять доходы от калининградского транзита явно пугает власти Литвы, пишет RT. Ещё в марте 2017 года Вильнюс согласился предоставить скидку на транзитный тариф в размере 50%, об этом в ходе заседания комитета по транспорту рассказал первый замглавы Калининградской железной дороги Евгений Майоров.

Альтернатива услугам Литовской железной дороги — море

Транспорт уже стал вопросом стратегическим, поскольку на учениях НАТО репетирует блокаду российского эксклава. Россия в качестве альтернативы перевозок грузов с материка в Калининградскую область намерена развивать морское сообщение. Для этого на первоначальном этапе планируется запустить дополнительно три парома по маршруту Балтийск — Усть-Луга.

В целом строительство и ввод в эксплуатацию новых паромов оценивается приблизительно в 14 миллиардов рублей, стоимость строительства одного судна составит около 3,7 миллиарда, проект будет реализован ОАО "РЖД". Планируется, что каждый паром будет достигать в длину 200 метров, вмещать 66 железнодорожных вагонов, а также сможет брать на борт автотранспорт и порядка 150 пассажиров.

Сегодня на маршруте Балтийск — Усть-Луга курсируют два парома ("Балтийск" и "Амбал"), линия была открыта в 2006 году. В общей сложности два судна перевозят около 1 миллион тонн грузов в год, по железнодорожному маршруту с основной территории России в Калининградскую область доставляется около 7 миллионов тонн грузов. По оценкам местных властей, чтобы полностью закрыть потребности региона в грузоперевозках, необходимо ввести в эксплуатацию шесть паромов.

По мнению экспертов, стоимость морской доставки товаров в регион будет сопоставима с издержками на железнодорожные перевозки.

Латвия включилась в борьбу

Альтернативный сервис для грузоперевозок в Калининград России предложил бывший латвийский политик, а ныне предприниматель Айнарс Шлесерс. Бизнесмен заявил о готовности перевозить грузы в Калининград по цене ниже, чем сейчас предлагают России Литовские железные дороги. Соответствующую заявку сделал лицензированный в Латвии железнодорожный оператор Euro Rail Trans (ERT), половина акций которого принадлежит РЖД. Шлесерс является членом правления ERT.

В середине октября на 67-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества дорог колеи 1520 мм, которое прошло в Риге, была согласована для движения с 10 декабря нитка графика через станцию Эглайне (на границе Латвии и Литвы).

Если Литва не откроет коридор через страну латвийскому перевозчику, Шлесерс готов судиться.

"Мы, являясь независимыми государствами, входим в ЕС, и поэтому ограничение свободного передвижения из одного государства в другое недопустимо. Это можно сравнить с движением по автодорогам: что бы было, если бы Латвия запретила движение по своим дорогам грузовикам с литовскими номерами?" — говорит Шлесерс.

"В Литве частных перевозчиков нет, поэтому мы хотим, чтобы она открыла свои карты и сказала, сколько стоит этот коридор. Мы целенаправленно намерены развивать коридор на Калининград и готовы судиться с Литвой в Европейском суде, если не договоримся", — заявил бизнесмен.

14043
Теги:
транзит, грузоперевозки, Lietuvos geležinkeliai, Рокас Масюлис, Айнарс Шлесерс, Литва
По теме
Россия усилит паромное сообщение с Калининградом в обход стран Балтии
Грузы из Калининграда проплывут мимо стран Балтии
Айнарс Шлесерс готов судиться с Литвой за Калининград
Загрузка...

Орбита Sputnik