Вид на Северный Ледовитый океан с архипелага Шпицберген

EUObserver: Финляндия хочет соединить Китай с Европой

9221
(обновлено 10:56 06.03.2018)
Финляндия, Эстония и Норвегия намерены создать "Арктический коридор" - транзитный маршрут из Китай до Северного Ледовитого океана

РИГА, 1 мар — Sputnik. Вдохновленные китайской инициативой "Один пояс, один путь" Финляндия и Норвегия собираются создать "Арктический коридор" — самую короткую дорогу между Европой и Азией, пишет EUObserver.

Грузовые суда из Азии будут разгружаться в Киркенесе или другом порту северной Норвегии на берегах Северного Ледовитого океана, сэкономив несколько тысяч морских миль пути по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

На обратном пути корабли будут нагружены европейскими экспортными товарами, в то время как товары из Азии отправятся по железной дороге через Финляндию, по тоннелю в Эстонию и дальше в Центральную Европу.

В этом плане не хватает двух ключевых компонентов — 500 км железной дороги от Норвегии до Финляндии и тоннеля от Финляндии до Эстонии, однако надежда на финансирование из Китая придала проекту новое ускорение.

Финляндия уже считает себя воздушными воротами Европы в Азию и Китай. Аэропорт Хельсинки ближе к Китаю, чем любой другой в ЕС, оттуда можно долететь до Пекина всего за 7 с половиной часов. Количество пассажиров на направлении Финляндия — Китай выросло на 16% с 2016 года.

"Арктический коридор" свяжет Финляндию с Китаем еще теснее, как и новый высокоскоростной широкополосный кабель, который намерена проложить по дну Северного Ледовитого океана финская компания Cinia, 75% которой принадлежат государству.

У Финляндии уже достаточно близкие отношения с Китаем. В 2017 году лидер Китая Си Цзиньпин сделал остановку в Финляндии по пути во Флориду, где встречался с президентом США Дональдом Трампом, а в зоопарке Хельсинки недавно появились две панды в рамках китайской "дипломатии панд".

На севере Финляндии китайские инвестиции помогли построить крупные заводы по производству биотоплива и экологичной бумажной массы, а также развить туризм.

Самый длинный тоннель в мире

Две недели назад правительства Финляндии и Эстонии опубликовали экономическое обоснование проекта самого длинного в мире тоннеля под Финским заливом, который соединит Хельсинки и Таллин.

Ширина Финского залива — 80 км, ежедневно около 20 тысяч человек пересекают его на пароме. Порт Хельсинки — самый загруженный пассажирский порт в мире, так что правительство и местные бизнесмены поддерживают идею тоннеля, несмотря на его пугающую ориентировочную стоимость в 1,5 млрд евро.

Финский бизнесмен Петер Вестербака, изобретатель популярной игры Angry Birds, теперь собирает финансирование для покрытия расходов на строительство тоннеля.

"Я ожидаю, что китайские инвесторы покроют две трети стоимости проекта, а пенсионные фонды Северной Европы — оставшуюся часть", — сказал он EUobserver.

Он ожидает, что связанные с тоннелем возможности, включая создание искусственного острова в Финском заливе, привлекут инвесторов, заинтересованных в недвижимости. Помощи от ЕС он при этом не ожидает — европейцы "раскачиваются" слишком долго, а Вестербака надеется открыть тоннель уже 24 декабря 2024 года.

По его словам, с китайской стороны инвестировать будут компании, уже финансирующие инициативу "Один пояс, один путь", в рамках которой в Казахстане уже строится инфраструктура стоимостью в 50 млрд долларов США.

Представитель министерства транспорта Финляндии Ристо Мурто подтвердил, что правительства Финляндии и Эстонии изучают возможность участия в проекте Вестербаки.

Из всей предложенной инфраструктуры наименее вероятно продолжение существующих железнодорожных путей до Северного Ледовитого океана. Мурто сообщил, что строительство этой ветки начнется не ранее 2030 года и будет зависеть в том числе от роста международной торговли на Северном морском пути из Европы в Азию вдоль северного побережья России.

9221
Теги:
Норвегия, Финляндия, Китай, Эстония
По теме
Euractiv: Австрия вступает на Шелковый путь
Ни инвестиций, ни грузов: Новый шелковый путь прошел мимо Латвии
Запах денег: почему Брюссель боится инвестиций из Китая
Politico: Китаю придется притормозить по пути в Центральную Европу
Города мира. Прага

Чехия высылает двух российских дипломатов из-за "рицинового дела". Реакция РФ

5
(обновлено 16:36 05.06.2020)
Решение Праги выслать двух российских дипломатов оставляет все меньше пространства для конструктивного диалога, заявили в российском посольстве в Чехии

РИГА, 5 июн – Sputnik. Прага высылает двух российских дипломатов в связи с историей о якобы перевозке в Чехию российским дипломатом яда рицина, сообщил премьер Андрей Бабиш. Посольство РФ в Чехии назвало высылку дипломатов "сфабрикованной провокацией", отметив, что эти меры оставляют все меньше пространства для конструктивного диалога, передает РИА Новости.

История с рицином

В конце апреля еженедельник Respekt сообщил со ссылкой на источник в спецслужбах, что в начале месяца в Прагу якобы прилетел мужчина с российским дипломатическим паспортом и привез в чемодане яд рицин. По данным издания, мужчина проследовал в посольство РФ. Позже Чешское ТВ заявило, что этот мужчина - и.о. главы представительства Россотрудничества в Чехии Андрей Кончаков. Чешские СМИ утверждают, что из-за него находятся под охраной полиции три пражских политика, связанные с переименованием площади перед российским посольством в честь Бориса Немцова, установкой памятника власовцам и сносом памятника советскому маршалу Ивану Коневу.

Посольство России в Чехии опровергло сообщения о привезенном яде, назвав их "вопиющими и гнусными". Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что сообщения чешских СМИ похожи на очередную утку. Глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что никто не предъявляет доказательств, что Москва пыталась кого-то отравить в Чехии.

Высылка дипломатов

Премьер Чехии Андрей Бабиш сообщил 5 июня, что страна объявляет персонами нон-грата двух сотрудников посольства РФ. По его словам, дело о "перевозке" в Прагу яда рицина российским дипломатом оказалось абсолютно вымышленным и было вызвано заведомо ложным обращением одного из сотрудников посольства РФ в контрразведку.

"Один из сотрудников посольства РФ в Праге целенаправленно заслал Службе безопасности и информации выдуманную информацию о запланированном нападении на чешских политиков. Кроме лишней работы для наших спецслужб он таким образом создал дальнейшие проблемы в чешско-российских отношениях и нанесении ущерба репутации России в Чехии. Мы суверенное государство, и подобные акции для нас неприемлемы. В такой ситуации мы приняли решение: два сотрудника посольства РФ были названы персонами нон грата", - сказал Бабиш.

Высылаемые из Чехии российские дипломаты – это и.о. главы представительства Россотрудничества в Праге Андрей Кончаков и сотрудник представительства по фамилии Рыбаков, сообщил замглавы федерального агентства Михаил Брюханов. Оба высылаемых российских дипломатов – сотрудники Российского центра науки и культуры.

Глава МИД Чехии Томаш Петршичек заявил, что вопрос с сотрудниками посольства РФ пытались решить по дипломатическим каналам, поддерживали связь с посольством РФ, но это оказалось невозможно.

"Дипломатическое решение оказалось невозможным. Подход РФ не дает нам иной возможности, кроме высылки двоих дипломатов, с возможностью ожидаемых подобных ответных шагов", - сказал Петршичек.

Реакция

Российское посольств в Праге назвало высылку двух дипломатов "сфабрикованной провокацией".

Данный недружественный шаг, который изначально был основан на бездоказательных обвинениях в СМИ, свидетельствует об отсутствии у Праги желания нормализовать деградировавшие в последнее время не по нашей вине российско-чешские отношения", - говорится в заявлении дипмиссии.

В посольстве отметили, что "глубоко разочарованы таким подходом чешских партнеров, оставляющим все меньше пространства для конструктивного диалога".

Замглавы Россотрудничества Михаил Брюханов заявил, что решение Праги ничем не оправдано.

"В Чехии придумали этот "рициновый скандал", эту низкопробную историю для дешевых детективов". Отношениям наших двух государств явно не поможет", - сказал он.

Первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, комментируя ситуацию, заявил, что такие меры Праги не способствуют улучшению отношений.

"Думаю, это ухудшит наши отношения, и Чехия напрасно это делает", - сказал сенатор.

По его словам, Москва не оставит этот шаг без ответа.

"Ответ (России) будет обязательно, зеркальный", - сказал он.

В свою очередь первый зампред Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков отметил, что недружественные шаги со стороны Чехии в адрес России стали носить системный характер. Депутат напомнил о ситуации с демонтажом в Праге памятника маршалу Ивану Коневу.

"Все это выглядит печально... Когда люди вынуждены выполнять чей-то политический заказ, они вынуждены как-то для собственной защиты прибегать к убеждению своего народа, своего населения в том, что эта антироссийская позиция не является примитивным выполнением чей-то воли, а основана на каких-то конкретных шагах России, которые являются недружественными, а если этих шагов нет, то их нужно придумать. Сейчас мы имеем ровно такую ситуацию", - сказал депутат.

По его словам, стоит ожидать оперативного ответа МИД РФ на высылку дипломатов.

5
Теги:
Россотрудничество, Чехия
По теме
Чехия вступила в ряды "памятникоборцев". В Латвии горячие головы охладила экономика
Земан назвал позором для Чехии предложение избавиться от памятника Коневу
Минобороны Чехии ответило Шойгу, что не может отдать памятник Коневу
Посольство РФ напомнило Чехии, кем были власовцы

За углем из Прибалтики уведут удобрения: новый терминал в Усть-Луге заработает в июне

93
(обновлено 16:08 05.06.2020)
Новый терминал "Ультрамар" уже в этом году планирует перевалить 3-4 миллиона тонн сыпучих грузов, с весны 2021-го пропускная его способность вырастет до 12 миллионов тонн в год

РИГА, 5 июн – Sputnik. Новый промышленно–логистический комплекс "Ультрамар" в конце июня примет первые составы с удобрениями, в июле ожидается погрузка первого судна, рассказал директор по развитию компании Виктор Гешеле порталу dp.ru.

"Золотой рельс” к системе РЖД проложили в мае. С 26 по 29 июня придут первые составы с удобрениями. (…) Проект в активной фазе реализации: продолжается строительство складов для накопления судовых партий минеральных удобрений. Также ждем партию контейнеров из Китая, в которых будут накапливаться сыпучие грузы", – рассказал Гешеле.

По его словам, отгрузка первой партии груза на судно запланирована на июль. "Рассчитываем за год отправить 3–4 миллиона тонн сыпучих грузов. В полную силу терминал заработает с весны 2021–го, пропускная способность вырастет до 12 миллионов тонн в год", – сообщил о планах Гешеле.

Он отметил, что пандемия внесла корректировки в строительство, но не изменила его сроки. "Теплая зима повлияла сильнее: из–за отсутствия льда сместились сроки строительства причальной стенки. Сейчас стройка вернулась в график", – сказал он.

Общие инвестиции оценивают более чем в 30 миллиардов рублей. Из них 80% — кредитные вложения Сбербанка, остальные 20% — собственные средства учредителей ООО "Ультрамар".

Контракты с будущими грузоотправителями "Ультрамар" подписал в этом году на Петербургском экономическом форуме. В их числе "ФосАгро" с объемом перевалки 5–6 миллионов тонн в год, "Уралхим" – 2–2,5 миллиона тонн, "Акрон" – 1,2–1,5 миллиона тонн. С "Уралкалием" подписан меморандум на 3 миллиона тонн.

Помимо удобрений, в Вистинском планируется переваливать и другие виды грузов, "Ультрамар" подписал соглашение с горно-металлургическим холдингом "Металлоинвест" о строительстве специализированного терминала по перевалке железорудных окатышей и горячебрикетированного железа. Это те объемы, которые компания переводит из Клайпеды и украинского порта Южный.

По оценкам компании "Ультрамар", вложения в проект окупятся в течение пяти-шести лет.

Будущий тариф на перевалку для грузовладельцев в компании "Ультрамар" не называют, но обещают, что он окажется ниже, чем в портах Прибалтики.

93
Теги:
грузоперевозки, Россия
По теме
В РФ готовятся изменить закон: "Уралхиму" и "Уралкалию" будет удобнее уйти из Латвии
Тарифы ниже, чем в Прибалтике: Усть-Луга готовится забрать 5 млн тонн удобрений
Удобрения разрешат хранить у моря: на российской Балтике хотят грузы из Латвии
У РФ была задача вести жесткую борьбу с Прибалтикой: как изменились грузопотоки