Граница Литвы и Белоруссии

Пакет мобильности: автоперевозчиков Восточной Европы выдавливают с рынка

4624
(обновлено 12:59 07.01.2020)
Государства-члены ЕС в конце декабря утвердили Пакет мобильности, невзирая на возражения стран Центральной и Восточной Европы; теперь документ начнут обсуждать в Европарламенте

РИГА, 7 янв — Sputnik. Обсуждение Пакета мобильности начнется в Европарламенте в новом году. Латвия и еще целый ряд стран против требований, изложенных в документе. Это может подорвать отрасль, которую и без того кадровый голод загоняет в тупик, пишет газета "Бизнес Сегодня".

Благие намерения

Накануне рождественских праздников в Брюсселе представители стран-членов ЕС согласовали проект реформы дорожно-транспортной отрасли. Так называемый Пакет мобильности — соглашение, устанавливающее ряд новых требований к перевозчикам и водителям стран ЕС, перевозящим грузы за пределами своей страны. Пакет состоит из трех правовых актов: об отдыхе водителей, о командировках водителей и о каботажных перевозках внутри другой страны Евросоюза.

Как отмечается в официальном сообщении на сайте Совета ЕС, новые правила призваны обеспечить баланс между улучшенными условиями труда водителей и свободой предоставления трансграничных услуг, а также будут способствовать безопасности дорожного движения и обеспечат прозрачность транспортного сектора.

Раз в два месяца домой

Анонсированная реформа вызвала неоднозначную реакцию ряда стран ЕС, особенно включенное в нее правило для водителей-дальнобойщиков каждые восемь недель возвращаться домой. Против такой формулировки выступили Литва, Латвия, Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Кипр и Мальта. По мнению "восьмерки", данное требование идет  вразрез с амбициозными целями ЕС в сфере климата.

"Такое обязательство, если оно будет принято, обусловит сильное увеличение проезда фур по дорогам Европы порожняком. Одновременно заметно увеличатся и выхлопы двуокиси углерода в транспортом секторе", — говорится в совместном заявлении восьми стран.

Однако западноевропейские государства поддержали противоречивое предложение, оно было включено в итоговую версию документа.

Помимо этого, новые правила предписывают, что регулярный еженедельный период отдыха дальнобойщиков (не менее 45 часов) должен организовываться вне транспортного средства (если водитель в это время находится за границей, значит, работодатель должен будет оплатить ему проживание), а также более жестко регулируют условия оплаты труда для командированных работников. Авторы реформы настаивают, чтобы зарплата водителей пассажирских и грузовых транспортных средств определялась по стандартам той страны, которую они пересекают.

Огромные потери

По подсчетам литовской ассоциации автоперевозчиков Linava, в случае принятия Пакета мобильности в его нынешней редакции транспортный сектор стран Балтии понесет огромные потери. Только в одной Литве без работы может остаться почти 35 тысяч человек. Латвийские предприниматели также участвовали в проводимых в Брюсселе акциях протеста. По мнению представителей балтийского транспортного сектора, с помощью Пакета мобильности западные конкуренты вытеснят их с рынка, лишив ценовых преимуществ. Представители западноевропейских стран, напротив, убеждены, что только с помощью новых правил можно ликвидировать "социальный демпинг" и защитить права работников из стран Центральной и Восточной Европы.

И без того сложно

Бурную негативную реакцию представителей латвийской дорожно-транспортной отрасли можно объяснить тем, что на фоне растущих объемов грузоперевозок увеличивается и кадровый дефицит. Латвийские компании продолжают сталкиваться с нехваткой шоферов, что существенно влияет на развитие отрасли, рассказал глава Автотранспортной дирекции Кристиан Годиньш.

По его словам, в последние годы выросло количество компаний и транспортных средств. В 2018 году международными и внутренними коммерческими перевозками занимались 4 573 компании, что на 5,8% больше по сравнению с 2017 годом. В прошлом году количество лицензированных грузоперевозчиков достигло 4 743. Однако этот рост не так велик, как в Литве, что связано с дефицитом профессиональных шоферов. В Литве порядок найма водителей из третьих стран проще, чем в Латвии.

Сами грузоперевозчики говорят, что отрасль не справится с дефицитом рабочей силы без гастарбайтеров. Особенно это касается водителей фур. Они констатируют, что в область грузоперевозок людей привлечь сложно, поскольку работа тяжелая, много времени нужно проводить вне дома, существует масса рисков на дороге. Поэтому поиск кадров — настоящая проблема. Кроме того, латвийских водителей-профессионалов переманивают компании из экономически более развитых стран Евросоюза.

Есть мнение

Глава Латвийской ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto Александр Поцелуйко, комментируя положения Пакета мобильности, отметил, что из-за ограничения время пребывания транспортного средства в Европе ужесточаются правила еженедельных отстоев, но инфраструктура в Европе еще для этого не создана.

"По этим правилам запрещается делать суточный и 45-часовой отстой в кабине. Представьте себе: машина с каким-то дорогим или опасным грузом, который нужно где-то оставить и уходить в отель или хостел", - добавил Поцелуйко.

Пакет мобильности менее выгоден для тех перевозчиков, страны которых находятся дальше от промышленного центра — Германии, Франции, Испании, Нидерландов, считает он.

"Кому будет лучше от того, что транспортное средство будет возвращаться в страну регистрации? Количество грузов не изменится — товара сколько есть, столько и будет. Принципы единой Европы какие были? Общее пространство, открытые границы без таможни, общая система взаимного расчета, общая промышленность. С промышленностью у нас что произошло? Мы вступили в ЕС — промышленность у нас, к сожалению, не увеличилась, будем называть вещи своими именами. Наши люди что умели, то и начали делать. Стали фокусировать внимание на строительстве, на международных перевозках и на туризме. Что сейчас со строительством? Фонды закончатся, и строительство переместилось в Европу, в Скандинавию. Самые качественные строители, самые нормальные компании уехали работать за рубеж за адекватные деньги. Промышленности у нас на данный момент особо нет. А конкуренцию в области международных перевозок мы составляли. В связи с этим они решили нас отодвинуть", - сказал Поцелуйко.

Мечиславас Атрошкявичюс, генеральный секретарь Литовской ассоциации автоперевозчиков Linava заявил, что балтийские предприниматели полагают, что ужесточением правил для перевозчиков западноевропейцы добиваются их вытеснения с рынка.

"Планы ЕС обязать водителей фур возвращаться домой каждые восемь недель приведут к потере тысяч рабочих мест. Мы можем сказать четко – по нашим подсчетам, около 34 тысяч рабочих мест из Литвы уйдет", - сказал он.

Замдиректора департамента автомобильного сообщения Минсообщения Анния Новикова назвала правило водителям возвращаться каждые восемь недель домой крайне нерациональным.

"Мы уже неоднократно повторяли, что это неэффективно и в плане ресурсов. Исполнение новых правил также приведет к еще большему загрязнению окружающей среды. Эмиссия парниковых газов просто увеличится настолько, что все инициативы, которые Еврокомиссия предлагает для их снижения, потеряют смысл. Есть два лагеря стран. Нашу позицию поддерживают Болгария, Ирландия, Венгрия, Литва, Польша и Румыния. С другой стороны — блок стран Центральной Европы: Германия, Франция, Австрия, Люксембург, Бельгия, Италия, Нидерланды, Греция, Дания, Швеция, Норвегия и Швейцария. Мы остаемся в меньшинстве. Мы хотим сделать акцент на том, что если у нас единый рынок, если для всех равные условия, тогда это должно быть и на деле. Если условия равны для Центральной Европы, тогда они должны быть равны и для периферийных государств", - сказала она.

Павел Соловьев, директор компании Kreiss также считает, что из-за Пакета мобильности у перевозчиков возникнут сложности.

"Его условия как будто намеренно разработаны так, чтобы уменьшить конкурентоспособность перевозчиков стран Восточной Европы. Прикрываясь заботой о водителях, на самом деле это попытка вытеснить с рынка восточных грузоперевозчиков. Например, первоначально условия Пакета мобильности предусматривали, что шофер должен регулярно отдыхать дома, а позже появилась поправка о том, что не шофер, а транспортное средство должно раз в восемь недель возвращаться в страну, где оно зарегистрировано", - сказал Совольев.

4624
Теги:
Автотранспортная дирекция, грузоперевозки, Евросоюз
По теме
Почему в Латвии не хватает дальнобойщиков
Latvijas auto: скоро нехватка дальнобойщиков вынудит сокращать бизнес
Латвию не услышали: в Европе приняли новые правила для дальнобойщиков
Зарплату дальнобойщиков в Латвии посчитают по-новому

Во время протестов в Минске был задержан гражданин Эстонии

18
(обновлено 16:43 13.08.2020)
МИД Эстонии направил в посольство Беларуси ноту в связи с задержанием в Минске эстонского гражданина

РИГА, 13 авг — Sputnik. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу подтвердил, что в Беларуси задержан гражданин Эстонии, сообщает Postimees.

"Белорусские власти задержали гражданина Эстонии, МИД направил ноту в посольство Беларуси", - сказал Рейнсалу на правительственной пресс-конференции.

Ранее в социальных сетях сообщалось, что среди задержанных в Минске может находиться эстонский гражданин Эдгар, жена которого тщетно обращалась в консульство Эстонии в поисках мужа.

Изданию Postimees удалось выяснить, что речь идет о гражданине Эстонии Эдгаре Башмакове. По словам его брата Павла, у семьи есть информация о том, что его держат в следственной тюрьме в городе Жодино - туда сейчас свозят задержанных в Минске.

"Больше пока что ничего не известно. Я лично не обращался в консульство, но знаю, что родня обращалась", - сказал он.

Ранее стало известно, что 11 августа МИД Эстонии вызвал посла Республики Беларусь Вячеслава Качанова в связи с акциями протеста после президентских выборов в этой стране. В частности, МИД выразил глубокую обеспокоенность ограничением доступа в интернет, которое существенно затрудняет поток и обмен информацией в стране.

Ситуация в Беларуси вызывает крайнюю озабоченность и ответ Евросоюза на нее должен быть эффективным и жестким, заявил премьер-министр Эстонии Юри Ратас на пресс-конференции правительства.

Ранее он поддержал предложение Польши провести внеочередной саммит Европейского совета по поводу белорусских выборов.

"Уже завтра по той же самой теме встретятся между собой министры иностранных дел стран Европейского союза. Ответ ЕС на происходящее должен быть единым, своевременным и жестким", - подчеркнул Ратас.

Эстонский премьер отметил, что Эстония осуждает все политические репрессии и насилие в отношении оппозиции, а также требует немедленно прекратить насилие в отношении протестующих.

Девятого августа в Беларуси состоялись выборы президента, на которых, по данным ЦИК, победил действующий глава государства Александр Лукашенко. После объявления результата в ряде городов начались массовые несанкционированные акции протеста. Милиция применяла против протестующих слезоточивый газ, водометы и светошумовые гранаты. Общее число задержанных за четыре дня составляет около семи тысяч человек.

18
Теги:
Урмас Рейнсалу, Беларусь, Эстония
Тема:
Ситуация после выборов президента Беларуси
По теме
Кондратьев: Литве будет сложно объяснить Латвии и Эстонии резкий выход из БРЭЛЛ
Главы МИД стран Балтии призвали Беларусь вступить в диалог с оппозицией
Страны Балтии и Польша разработали план выхода из кризиса в Беларуси
Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента

"Уходи, но останься": почему европейская политика не отворачивается от Лукашенко

158
(обновлено 15:19 13.08.2020)
Западный вектор внешней политики Лукашенко заставляет европейский мейнстрим закрыть глаза как на стиль его руководства, так и на интеграцию по некоторым важным вопросам с РФ – очевидно, сделать Беларусь такой же лояльной и зависимой от Запада, как Украина, непросто

РИГА, 13 авг — Sputnik, Андрей Татарчук. Митинг в Риге против действующего президента Беларуси Александра Лукашенко был маргинальным по составу участников. И показал размывание "красных линий" в политике Европы и Латвии по фактам событий в Республике Беларусь (РБ) после выборов 9 августа. В Брюсселе выразили поддержку оппозиции и обеспокоенность в связи с нарушениями прав человека в стране, граничащей с единой Европой и НАТО. Но при этом чиновники ЕС осмотрительны и осторожны и не хотят разрывать сложившиеся стратегические отношения с "последним диктатором Европы".

Обязательный "последний диктатор"

Акция протеста на ступенях евангелической лютеранской церкви Иисуса на улице Езусбазницас возле здания белорусского посольства вчера представляла пестрый срез общественных групп – от "сбитых летчиков" латвийской политики до украинских и белорусских эмигрантов, в основном молодежи, перебравшихся в Латвию. Организатором митинга стали бывшая сотрудница общества за открытость "Делна" и экс-депутат Сейма двух созывов от партии "Виетотиба" и других Лолита Чигане, которая пытается вернуться в большую политику. Оставшийся на обочине латвийской политики экс-депутат парламента Вейко Сполитис пришел на митинг с флагом Беларуси времен Станислава Шушкевича 1991-1995 годов, красная полоса, протянувшаяся через "бела-чырвона-белы сцяг", символизировала человеческую кровь и была украшена надписью "Живэ Беларусь".

Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента
© Sputnik / Sergey Melkonov
Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента

Участники митинга принесли с собой много визуального агитационного материала – листовки с перечеркнутыми усами, постеры на английском Freedom for Belarus и белорусском "Верым, можам, пераможам" и русском "Правду не спрячешь в автозак". Женщина в консервативных очках держала самодельный плакат "Никогда не доверяйте мужчинам с жуткими усами", а активистка общественной организации "Голос", по данным которой, 80% голосов избирателей на прошедших выборах набрала альтернативный кандидат Светлана Тихановская, – флаг времен президента Шушкевича. Язык митинга в Риге был государственный латышский, но в толпе звучала мова и даже культовая песня на русском "Перемен!" Виктора Цоя. Настроение участников митинга было радостным, за мероприятием наблюдали несколько полицейских, нарушений констатировано не было, лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения не выявлены.

Еще один участник акции, первый председатель Народного фронта Латвии Дайнис Иванс давно не в мейстриме и обычно преподносится на митингах националистов как безусловный авторитет и икона стиля. Именно на этом активисте Атмоды лежит ответственность за сегрегационный закон начала 1990-х о латвийских негражданах. Закон, разделивший латвийское общество, где почти 200 тысяч жителей, включая родившихся в Латвии, поражены в гражданских правах, действует до сих пор. Со ступеней старой церкви Иисуса Иванс сравнивал Александра Лукашенко с "сирийским диктатором" (имея в виду действующего президента САР Башара Асада - ред.) и заявлял, что на выборах у Лукашенко всего 3-12% голосов избирателей. Он также вспомнил активистов Белорусского народного фронта, включая председателя Верховного Совета Белорусской ССР и первого постсоветского президента Республики Беларусь в 1991-1994 годах Станислава Шушкевича, которого назвал своим другом.

Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента. Бывший латвийский политик Дайнис Иванс 126
© Sputnik / Sergey Melkonov
Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента. Бывший латвийский политик Дайнис Иванс 126

"Народный фронт Беларуси был создан в одно время с Народным фронтом Латвии, мы вспоминаем это в тридцатилетие Атмоды и ждем Атмоды в Беларуси. Лукашенко разбивает мечты, его Беларусь – это советская идеология, советские страхи…" – заявил Иванс.

Назвав "Лукашенко и его клику" виновными в том, что "тысячи людей находятся в следственных изоляторах", Иванс заявил, что в Беларуси появятся "новые концентрационные лагеря", а также заверил, что в ближайшее время точно "украинская Верховная рада не признает результаты выборов Лукашенко". Тут бы у Рады он запросил, а что вдруг, если нет? Беларусь – сосед Украины и важный экономический партнер, попытки давления уведут Минск в сторону России и Евразийского экономического союза, а также продолжат интеграцию РБ с Китаем. Санкционное давление никому не нужно, но Лукашенко, безусловно, сделал ценные выводы.

Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента
© Sputnik / Sergey Melkonov
Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента

Конечно, Дайнис Иванс как один из основоположников национализма в Латвии и персона, ушедшая из активной политики, может позволить себе достаточно смелые тезисы и гипотезы. Другое – действующие политики и официальная позиция государства и Евросоюза. Несколько суток политики, включая истеблишмент пограничных с Беларусью Латвии, Литвы и Польши, выжидали определенного результата протестов в Минске и других городах республики. Но государственного переворота (к слову, это уже девятая попытка организации "цветной революции") в стране не случилось по очень многим причинам. Это и низкий уровень разделения общества и коррупции белорусских политиков, и способность Лукашенко быть жестким в целях сохранения государственности. Украинского Евромайдана февраля 2014 года в Минске на проспекте Победителей не случилось снова, Республика Беларусь остается страной-партнером ЕС в прежнем – ну, практически в прежнем – формате.

Поддержать протестную акцию в Риге прилетела из Бельгии депутат Европарламента от правящей латвийской партии "Яуна Виенотоба" Сандра Калниете – достаточно зрелая как политик евродепутат, работающая в крупной фракции "Европейской Народной партии" (EPP) в ЕП и склонная к экстравагантным поступкам, вроде сожжения своего "колорадского платья на спирте из ГУЛАГа".

Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента
© Sputnik / Sergey Melkonov
Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента

Калниете в России - персона нон грата из-за радикальных заявлений. На вчерашнем митинге она назвала действующего президента РБ "диктатором", указав, что позиция ее группы ЕРР заключается в призыве к Лукашенко отказаться от эскалации насилия, а также изучить результаты выборов. Остальное в словах Калниете было обязательным белым шумом, придающим речи образность и напыщенность: это – сравнение ОМОНа и "Альфы" с "преступниками "Беркут". Евродепутат в своей речи уравняла недавние белорусские события с латвийской Атмодой 1991 года, событиями в Южной Осетии в 2008 году и киевским Евромайданом 2014 года.

Спокойнее, чем в Барселоне в октябре 2019-го

"Сегодня важно для международного общества, чтобы диктатор отказался от насилия и признал итоги выборов" - о чем группа ЕРР в Европейском парламенте сообщила в решении в Совет Европы, Европейскую комиссию и другие структуры. Вопрос о выборах и протестах в РБ рассматривал в среду верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель – к слову, испанский социалист и каталонец по происхождению.

Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента
© Sputnik / Sergey Melkonov
Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента

Напомним, что белорусские события буквально копируют осень прошлого года в генералитете Каталония – регионе на юге Испании, Барселона провели мирный референдум, где большинством голосов принято решение о выходе Каталонии из состава Испании. Мадрид результаты референдума не признал и прислал в регион силовиков. По минимальным оценкам, только в Барселоне на акции протеста вышли около 40 тысяч человек, полицейские вынуждены были применить силу, использовав дубинки, слезоточивый газ, водометы и резиновые пули. Силовые жесткие методы для сохранения централизации власти – это далеко не белорусское ноу-хау, это очевидно для депутатов центристской партии ЕРР в Европарламенте, объединяющей Сандру Калниете и вице-президента Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса.

Очевидно, что отношение правящих групп ЕС к жесткому силовому подавлению протестов и попытки "цветной революции" в Беларуси очень похоже на то одобрение, с которым политики единой Европы менее года назад приветствовали подавление сепаратизма в Каталонии. "Красные линии" в таких случаях, собственно, и определяются эффективностью действий силовых структур. Важен и еще момент политического партнерства Беларуси с условным коллективным Западом, включая экономические связи белорусов с Латвией, Литвой и Польшей.

Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента
© Sputnik / Sergey Melkonov
Митинг у посольства Беларуссии в Риге против признания результатов выборов президента

Постоянный западный вектор внешней политики "последнего диктатора Европы" сегодня заставляет европейский мейнстрим, скорее, закрыть глаза как на стиль руководства Лукашенко, так и на интеграцию по некоторым важным вопросам с Россией – очевидно, что сделать Беларусь таким же лояльным и зависимым от Запада государством, как Украина, непросто.

Из белорусского посольства на улицу Езусбазницас вчера никто не вышел, дипломатия "страны журавлей" не работает на уровне слепой разгоряченной толпы. Конечно, насилие недопустимо, но все же Лукашенко удалось предотвратить появления сакральных жертв и прочих неизбежных майданных реалий.

158
Теги:
митинг, выборы президента, Беларусь
По теме
Евродепутат предложил ввести против РФ санкции за события в Беларуси
Сотни латвийцев вышли к посольству Беларуси в Риге
У стен белорусского посольства в Риге прошла акция в поддержку протестующих в Беларуси
Минобороны Польши: НАТО не должна вмешиваться в ситуацию в Беларуси
Ринкевичс: Латвия поддержит санкции против властей Беларуси
Сазонова Кира Львовна

Сазонова: США и ЕС придется договариваться по "Северному потоку - 2"

0
(обновлено 15:57 13.08.2020)
ЕС и США придется договариваться по "Северному потоку - 2", это не последний коллективный проект – будь он с участием РФ или нет. Если каждое такое действие будет вызывать столь бурную реакцию – перспектив сотрудничества не будет вообще, заявила юрист Кира Сазонова

Сазонова: США и ЕС придется договариваться по "Северному потоку-2"
Санкции США против "Северного потока – 2" нарушают международное право, заявила эстонский еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. Она отметила, что Евросоюз не признает принимаемые третьими странами ограничительные меры в отношении европейских компаний, если последние соблюдают законы ЕC, а Европа сама определяет собственную энергетическую политику.

"Международное право вспоминают тогда, когда это становится выгодно. В данном случае получатель выгоды – это Евросоюз", – заявила в интервью Sputnik Литва кандидат юридических наук, кандидат политических наук, доцент РАНХиГС при президенте России Кира Сазонова, комментируя заявление Симсон.

Она отметила, что США пытаются беспардонно вмешаться в энергетическую политику ЕС, но здесь есть возможности для ответа. Экономические санкции с международно-правовой точки зрения законны, пояснила юрист.

"Скорее всего, мы увидим какие-то формы экономического противодействия, но в общем и целом, скорее всего, ничего страшного не произойдет. Евросоюзу с американцами придется договариваться в этом вопросе. Это не последний проект, если каждый раз любое коллективное действие – с участием РФ или без - будет вызывать столь сильные эмоции и действия, то, соответственно, нет дальнейших позитивных перспектив не только в газовой сфере, но и вообще в области глобальной экономики и конкуренции", - заключила она.

0
Теги:
конкуренция, газ, Северный поток-2
По теме
Голубовский назвал способ достроить "Северный поток - 2" в ФРГ и уйти от санкций США
Пошли считать убытки: строителей "Северного потока - 2" окатили потоком угроз
Как велели в Белом доме: политолог объяснил нападки Польши на "Северный поток - 2"
В ответ на угрозы в адрес "Северного потока - 2" бундестаг требует "прижать" сланцевый газ