Варшавско-Познанская наступательная операция частей Красной Армии и Войска Польского .14—17 января 1945 г. Над Варшавой взвился польский национальный флаг.

Большинство поляков благодарны Красной армии, показал опрос

148
(обновлено 14:04 21.02.2020)
Мнение простых поляков о роли Красной армии в освобождении Польши и узников Освенцима отличается от позиции, которую заняла официальная Варшава

РИГА, 21 фев - Sputnik. Свыше половины граждан Польши благодарны Красной армии за избавление страны от немецкой оккупации и считают, что Освенцим освободили именно советские войска, показал опрос Sputnik.Мнения.

Жителей Польши спросили, кто, по их мнению, 27 января 1945 года освободил узников Освенцима - крупнейшего концентрационного лагеря нацистов. В том, что пленников концлагеря спасла Красная армия, уверены 73% опрошенных. Еще 15% считают, что Войско Польское самостоятельно освободило Освенцим. Пять процентов респондентов заявили, что узники концлагеря получили свободу благодаря силам США.

Кто, на ваш взгляд, освободил Освенцим?
© Sputnik /
Кто, на ваш взгляд, освободил Освенцим?

Две трети опрошенных - 65% выразили благодарность советским воинам за изгнание фашистских захватчиков в 1945 году из Польши, 27% не разделяют этого мнения, остальные восемь затруднились с ответом.

Среди тех, кто считает Красную армию освободителем Освенцима, оказалось больше граждан Польши старшего поколения, людей с высоким социальным статусом, уровнем дохода и образования, а также представителей умеренных левых и правых партий. О признательности Советской армии чаще говорили поляки старше 35 лет. Умеренные левые чаще других давали положительную оценку действиям Красной армии в Польше.

Опрос для Sputnik News провела IFop - старейшая во Франции компания, занимающаяся исследованием общественного мнения. В опросе участвовали тысяча респондентов в возрасте старше 18 лет. Выборка представляет население по полу, возрасту, географии, максимальная ошибка выборки составляет +/- 3,1% при доверительной вероятности 95%.

Кому мешает правда об Освенциме

Войска Красной армии 27 января 1945 года освободили концлагерь Аушвиц-Биркенау в Освенциме, самый крупный и наиболее долго просуществовавший нацистский лагерь уничтожения. В 1941-1945 годах здесь погибли до 1,4 миллиона человек, из которых около 1,1 миллиона – евреи.

Польские власти принижают роль Советской армии в освобождении Польши и не пригласили российское руководство на памятные мероприятия, посвященные 75-летию освобождения концлагеря в Освенциме. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий обвинил Россию в попытках фальсифицировать историю. По утверждению политика, концлагерь в Освенциме мог быть освобожден на полгода раньше, но "Советская армия встала в 200 километрах от Аушвица, а наступление было задержано".

В свою очередь, экс-президент Польской Республики Лех Валенса подчеркнул, что Варшаве следует признать, что Освенцим был освобожден силами Красной армии, и отказаться от попыток создать собственный исторический нарратив.

Участник освобождения Освенцима Иван Мартынушкин возмутился неправдой в словах Моравецкого >>

В МИД РФ назвали публикацию "очередной преступной попыткой переписать историю Второй мировой войны". "Это не статья, это настоящее самоубийство: четыре страницы, которыми премьер-министр Польши убил в себе человека", - подчеркнула официальный представитель ведомства Мария Захарова, аргументированно опровергнув все ложные тезисы в работе Моравецкого.

148
Теги:
опрос, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Освенцим, Польша
Аэропорт Таллина

Спустя три месяца негражданин Эстонии все же вернулся домой

52
(обновлено 17:38 09.07.2020)
Приключения русскоязычного негражданина Эстонии в Филиппинах закончены - после ста дней в аэропорту Манилы он опоздал на самолет в Амстердаме, но все же приземлился в Таллине

РИГА, 9 июл — Sputnik. Благодаря вмешательству СМИ застрявший в аэропорту Манилы негражданин Эстонии Роман Трофимов все же прилетел в Таллин, сообщает Postimees.

Трофимов прилетел в столицу Филиппин Манилу 20 марта и более ста дней не мог ни выйти из здания аэропорта, ни улететь на родину, поскольку полеты были остановлены, а авиакомпания AirAsia отобрала его паспорт негражданина, обещая вернуть его по возвращении в Эстонию.

Сначала МИД Эстонии предложил ему купить билет на репатриационный рейс, но такой суммы у Трофимова не оказалось. И только после того, как история человека, живущего в аэропорту, разошлась по иностранным СМИ, Трофимову помогли вернуться на родину.

Правда, и тут не обошлось без приключений - во время пересадки в Амстердаме он опоздал на самолет до Таллина.

В конце концов, ему все же удалось вернуться домой.

В аэропорту его уже ждали журналисты. Трофимов сказал, что по приезде домой первым делом он хочет увидеть мать. До отъезда на Филиппины он удаленно работал программистом, но эту работу потерял.

Он рассказал, что "серый паспорт" негражданина создавал ему проблемы в каждой стране, куда бы он с ним ни приезжал. Но на вопрос, не планирует ли он после этой истории получить эстонское гражданство, он отвечать отказался.

52
Теги:
Филиппины, Эстония
По теме
Негражданин Эстонии три месяца живет в аэропорту Манилы
Профессию дальнобойщика осваивали не только мальчики, но и девочки

Евродепутаты проголосовали за дискриминацию балтийских дальнобойщиков

294
(обновлено 16:46 09.07.2020)
Принятый Европарламентом пакет правил может оставить без работы десятки тысяч человек в странах Балтии

РИГА, 9 июл — Sputnik. Европарламент утвердил пакет новых правил, регулирующих сектор грузовых автоперевозок на территории ЕС, сообщается на сайте парламента.

Компании обязывают организовать график таким образом, чтобы дальнобойщики могли регулярно возвращаться домой — каждые 3-4 недели. При этом обязательный еженедельный отдых больше нельзя проводить в кабине своего грузовика.

После вступления правил в силу, транспортная компания, зарегистрированная в любой из стран ЕС, должна будет юридически подтверждать наличие значительного объема перевозок именно в этом государстве, кроме того, каждая ее машина должна возвращаться в страну, где зарегистрирован операционный центр компании, не реже одного раза в два месяца.

В грузовиках станут обязательными тахографы, которые регистрируют пересечение границ между странами ЕС. Под действие правила попадут и небольшие транспортные средства от 2,5 тонны.

Изменения должны улучшить условия труда водителей и предотвратить искажение конкуренции в сфере, устранить разницу подходов в разных странах и обеспечить более справедливую заработную плату. Нормы также направлены на борьбу с различными схемами уклонения от налогов транспортными компаниями, регистрирующимися в странах ЕС с наиболее льготным налоговым законодательством.

Однако страны Восточной Европы, включая страны Балтии, считают этот пакет мер дискриминационным. По подсчетам литовской ассоциации автоперевозчиков Linava, в случае принятия Пакета мобильности в его нынешней редакции транспортный сектор стран Балтии понесет огромные потери. Только в одной Литве без работы могут остаться почти 35 тысяч человек.

По мнению представителей балтийского транспортного сектора, с помощью Пакета мобильности западные конкуренты вытеснят их с рынка, лишив ценовых преимуществ. Представители западноевропейских стран, напротив, убеждены, что только с помощью новых правил можно ликвидировать "социальный демпинг" и защитить права работников из стран Центральной и Восточной Европы.

Перед голосованием в Европарламенте Литва, Латвия, Польша и еще несколько стран призывали отложить рассмотрение и принятие Пакета мобильности, пока не завершится пандемия коронавируса COVID-19 и не будет дана оценка ее влияния на транспортный сектор.

294
Теги:
Европарламент
По теме
Латвию не услышали: в Европе приняли новые правила для дальнобойщиков
Пакет мобильности: автоперевозчиков Восточной Европы выдавливают с рынка
Солонников: балтийские автоперевозчики не дождутся понимания в ЕС - лишних денег нет
Страны Балтии - чемпионы по количеству транспортных работников
Цветы у памятника Освободителям в Риге 9 мая

В Латвии министр нашел "веский" повод для демонтажа памятника Освободителям Риги

5
(обновлено 18:22 09.07.2020)
Министр культуры Наурис Пунтулис представил такой аргумент, против которого памятник Освободителям Риги вряд ли может устоять. Ведь в Латвии в последнее время вошло в моду строительство концертных залов. А что может быть важнее модных тенденций и прибыли?

РИГА, 9 июл — Sputnik. Не успели еще утихнуть возмущенные возгласы латвийцев, шокированных намерением латышских властей снести ради концертного зала здание "Всемирного торгового центра" в Риге, которое ранее было зданием ЦК Компартии Латвии и является ярким примером архитектурного модерна, как в голову министру культуры Латвии Наурису Пунтулису пришла новая идея.

Пунтулис поделился планами относительно строительства концертного зала в парке Победы в Пардаугаве, сообщает Mixnews.lv.

Парк Победы, по словам министра, можно рассматривать как альтернативное место для строительства концертного зала.

Что до памятника Освободителям Риги, то наличие этого монумента в парке Победы министра, судя по всему, почти не смущает. Видимо, если уж речь идет о концертном зале, то тут не грех прибегнуть и к демонтажу.

Правда, у министра есть сомнения в отношении других членов Сейма. Он указал на то, что в случае с памятником Освободителям Риги нужно "солидарное решение всего руководства", и признал, что общего согласия правительства ему вряд ли удастся добиться.

При этом Пунтулис отметил, что предпочтительнее все же построить новый концертный зал на правом берегу Пардаугавы.

Снести все ради прибыли

Ранее Пунтулис заявлял, что концертный зал нужен и должен быть в центре Риги, несомненно, отмечая, что на это указывают все исследования. Как заметил министр, только в центре Риги он может быть экономически выгодным и приносить прибыль.

Но даже на громкие заявления про прибыль купились далеко не все. Многие рижане возмущены, а архитектор Петерис Баярс требует публичного обсуждения проекта и создал петицию на сайте Manabalss.lv в защиту бывшего здания ЦК на улице Элизабетес, 2. Причем эта петиция за 22 дня своего существования уже набрала 2713 подписей.

Стоит отметить, что, согласно опросу, проведенному Norstat Latvija, 90% жителей Латвии считают, что памятники культуры в стране не всегда достаточно защищены. При этом 87% опрошенных уверены в том, что памятники создают Латвии добавочную стоимость.

При этом заботу о памятниках треть опрошенных возложили на плечи министра культуры Латвии. Но, как видно, его пока больше заботят концертные залы.

5
Теги:
Рига, памятник Освободителям Риги, Латвия
По теме
"Зрителей доставят дронами и подлодками": латвийцы высмеяли идею нового концертного зала
Главные стройки Латвии - тюрьма и концертный зал: депутат возмущен решением коалиции
Министр культуры отказался публично обсуждать здание концертного зала